Упряжка для собак: скорость в сердце, лапах и душе

Семь собачьих скоростей (Ездовые собаки на Байкале)

Мы приезжаем на Байкал с желанием как можно дальше убежать от скуки городских будней. В наших планах на отдых — получить новые впечатления и эмоции, изведать неизведанное и почувствовать вкус настоящих приключений …

Ездовые лайки, Байкал

Лайки на Байкале

Камчатская Лайка (Иркутская область)

С менив четырехколесного друга на экзотический вид передвижения — со бачьи упряжки, можно увидеть окружающий мир совсем иными глазами. Хотите почувствовать себя настоящим эскимосом или полярником? Тогда вместо руля автомобиля берите в руки — семь собачьих скоростей! В 2002 году одна из туристических компаний загорелась идеей создания своего маршрута на Байкале с ездовыми собаками. Экстремальный и довольно экзотичный вид отдыха должен был привлечь внимание туристов. В поселке Листвянка был создан «Байкальский центр ездового спорта». Первоначально на Камчатке было приобретено две упряжки и 12 камчатских лаек для них. Сейчас в Центре уже 33 собаки, готовые в любой момент бежать и везти смельчаков-туристов на четырех полностью укомплектованных упряжках. Для самих сотрудников Центра подготовка, выращивание и разведение ездовых собак, участие с ними в национальных и международных соревнованиях — стали и увлечением, и основным делом жизни.

Каюр Олег Тюрюмин, возглавивший Центр, ранее занимался служебным собаководством, а также исполнял обязанности тренера сборной Иркутской области по служебному многоборью с собаками. Олег признается, что собаки — его любовь и призвание с детства и сколько он себя помнит, всегда был окружен четвероногими. Но навыков ездового собаководства Олег не имел. «Естественно, на содержание собак потребовались не только финансовые, но и физические, моральные силы. Те виды спорта, в которых помимо человека, природы и снаряжения присутствует еще один элемент — животное, являются наиболее сложными с организационной стороны. Ожидать скорой прибыли от маршрутов на ездовых собаках наш Центр не рассчитывал. Нам приходилось переживать и достаточно сложные времена, решая финансовые проблемы», — комментирует Олег ситуацию.

С каждым годом спрос на маршруты неуклонно растет. За время существования Центра его сотрудники приобрели ценный опыт и постоянно совершенствуют свои навыки обслуживания туристов. «Мы предлагаем людям эмоции, сродни тем, что испытывали полярники, первооткрыватели Арктики и Антарктики. Путешествие по «бело #2, 2008 | Правила Игры. Сибирь 43 му безмолвию» озера способно раскрывать в людях те грани личности, о которых они, возможно даже не догадывались. Преодоление значительных расстояний, борьба с препятствиями, общение с животными являются неотъемлемой частью 100% отдыха. Это отдых для активных людей, уверенных в себе и в своих силах».

Собачья упряжка формируется обычно из 7-8 собак. Дрессировка упряжных собак начинается уже со щенячьего возраста. Примерно в шесть месяцев щенок присоединяется к упряжке старших собак. Более серьезные тренировки начинаются для собак после первого года жизни. Их учат не отвлекаться, реагировать на команды каюра, соблюдать различные условия трассы. По мере того, как собаки крепнут и обретают выносливость, дистанции увеличиваются. Особая роль в упряжке принадлежит лидерам. Собакалидер является ведущей в первой паре, обладает хорошей работоспособностью, выносливостью, отлично знает команды. Лидеры обычно интеллектуальны, сдержанны, надежны. Самая ответственная роль после лидера достается «рулевым собакам». Будучи самыми крупными в упряжке, они «рулят» нартами, «вписывают» их в поворот и возвращают на трассу. Поэтому, кстати, у них чаще, чем у других собак, стираются подушечки задних лап. Опытный каюр меняет позиции собак внутри упряжки, для того, чтобы найти ту, которая лучше всего раскроет уникальные способности собаки.

Камчатские лайки в буквальном смысле рвутся в путь. Как правило, пока каюры еще готовят упряжку, в питомнике творится нечто невообразимое. Своим лаем и рвением они буквально сообщают: «Меня! Меня!», «Я-то чем хуже?!». А счастливчики, уже оказавшиеся в одной связке, что есть силы дергают стоящие на приколе нарты. Старт для собак — настоящее счастье, а вот каюру и клиенту приходится немного поволноваться. Сразу после старта собаки срываются с места, струной натягивая длинную упряжку. Каюр ловит равновесие на шатких нартах и направляет собак голосом. Упряжка из восьми собак на старте развивает скорость до 50 км/ч (!), затем удерживает ее примерно на уровне 20 км/час.

Бежать вперед — это смысл жизни ездовых собак и поэтому первые полчаса они практически не реагируют на команды. Опытный каюр сопровождает упряжку на протяжении всего маршрута, в его задачу входит обучать клиента управлению нартами и не допустить потери собак с упряжкой. «На этапе обучения не исключены падения. Если все-таки клиент падает, главное при этом — не потерять нарты. Рассчитывать на послушание собак в таких случаях не приходится — они будут бежать до тех пор, пока это возможно. Догнать упряжку очень сложно.» Чтобы избежать такой неприятности, как потеря упряжки, на управляющего надевают специальный пояс, скрепляющий его с нартами.

Единственное средство управления нартами для каюра это его собственное тело, которое должно чувствовать их также как, например, горные лыжи. На нартах есть тормоз — небольшая металлическая полоска с шипами расположенная между полозьями.

Остановить восемь бегущих Семь собачих скоростей | ТАЙМ-АУТ собак дело не очень-то и простое. Условия для остановки: наличие быстрой реакции, собственных сил и снега под полозьями. Для длительных остановок используют специальные якоря, которые удерживают упряжку, когда управляющий сходит с нарт. «Нужно понимать, что собаки — это не снегоход, который ключиком завел. Они управляемы иначе, чем какое-либо из транспортных средств. Скорости у них не переключаются и нельзя быть на 100% уверенным, что они повернут именно туда, куда вам нужно в данный момент» — подшучивает Олег Тюрюмин. Но случаев, чтобы собаки откровенно не слушались и унесли нарты, куда собачьи глаза глядят, опытный каюр не припомнил.

Последние несколько лет у туристов, путешествующих по Байкалу зимой, стали очень популярны переходы по льду озера — пешком, на лыжах, на коньках, буерах и пр. Количество человек, совершивших переход на собачьих упряжках, пока незначительно. Возможно, туристов пока отпугивает довольно высокая цена. Тем не менее, спрос на маршруты есть на протяжении всей зимы и первых месяцев весны. Разработкой тура занимаются профессионалы. Главный критерий в выборе маршрута — безопасность. Места, где встречаются торосы, трещины и глубокий снег, остаются в стороне. «Как правило, туристы, приезжающие к нам в Центр уже знают, чего хотят. Маршрут, размещение, количество туристических дней обговариваются заранее, когда клиент находится еще в своем городе. Некоторые клиенты приезжают по совету друзей и говорят: «Мне вот такой маршрут, который понравился моему другу!». Но мы рассказываем и о других маршрутах, чтобы ему было из чего выбрать», — рассказывают в Центре.

В зависимости от маршрута и по желанию туристы размещаются в гостиницах, на турбазах, в охотничьих зимовьях или палатках (ночевки в спальных мешках).

Подготовка и снаряжение

Специальной подготовки для прохождения маршрута не требуется. Необходима физическая и моральная готовность к многочасовому пребыванию на морозе. Нужно быть готовым к падениям на лед: первые несколько часов, пока не освоено управление нартами, падения неизбежны. Главные предметы экипировки — теплая зимняя обувь (размер под шерстяной носок), теплый костюм, меховые или плотные шерстяные варежки. Обязательно нужно взять солнцезащитные очки и крем.

Туристы из маршрутов возвращаются уставшие, но всегда довольные. Преодолев несколько десятков километров по льду Байкала, побеждая холод, торосы и падая с нарт, они получают ту порцию адреналина, которая необходима для настоящего, активного отдыха. По возвращению домой они смело могут сказать: «Я видел Байкал!».

Анна Бережных
Журнал «Правила игры» №2, март 2008 года

Восемь лохматых сил: новогодний тест-драйв собачьей упряжки

Как известно, Санта развозит подарки детям на оленьей упряжке. Инициатива благая, да и картина благолепная. У нас же олени в тот день имелись разве что в виде горячего блюда, и обкатать их не удалось. Зато вместо оленьей упряжки удалось «протестировать» собачью – и сегодня, в новогодние праздники, мы приглашаем вас на этот полушутливо-полусерьезный тест-драйв.

Э то на первый взгляд упряжка выглядит транспортным средством примитивным: казалось бы, зацепил, зацепился – и покатил. Однако когда свое средство передвижения перед началом тест-драйва надо еще и собрать, задача становится куда интереснее. Более того, здесь все продумано получше, чем в иных автомобилях: для откручивания масляного фильтра не нужно иметь метровую руку с тремя локтями, а пробка заливной горловины не остается на ключе зажигания, гордо путешествуя с вами по АЗС. Собственно, и масляного фильтра-то тут нет, а заливная горловина вовсе без пробки, зато зубастая и почти всеядная. И компоновка двигателя необычная, и привод самый что ни на есть полный. Познакомимся поближе?

Хочешь поехать – собери их всех

Современные машины стали простыми, банальными и элементарными в управлении. Подошел, открыл, не доставая ключа, уселся, завел мотор нажатием кнопки – и двинулся по своим делам, нежась под потоками ароматизированного воздуха из климатической системы. То ли дело упряжка: хочешь поехать – собери все сам. Собери собак по территории, если не догадался привязать их с вечера, потом собери их в упряжку. Хорошо хоть нарту собирать не надо – по крайней мере, каждый день. Потому что и без нее забот тут хватает.

На фото: третий, пятый и восьмой цилиндры

Итак, начнем со сборки «мотора». Компоновка тут, как мы уже помним, необычная: это двухрядная «восьмерка». Бывают и другие конфигурации: к примеру, с семью «цилиндрами», и с пятью (привет, Audi и Volvo), и с другим их числом. Но нам повезло: у нас их полных восемь, а это, вдобавок, значит, что в упряжке будет два «вожака».

Да-да, это в обычном моторе все цилиндры одинаковые и равноправные (хоть система смазки иногда об этом и не знает), а здесь сборка усложняется иерархическими и функциональными тонкостями. Первыми (или первым) в упряжке становятся вожаки – это самые умные собаки, которые не только знают, но и выполняют команды «водителя». За ними идут тягловые пары – они выполняют более простую работу, следуя за впередиидущими компаньонами. Ну а поскольку нагрузка на собак увеличивается по мере приближения к нарте, которую они тащат, то последняя пара – это самые сильные (но не самые глупые) псы: они выполняют основную работу при старте с места, да и вообще особо не расслабляются при движении.

Читать еще:  Почему у собаки могут быть красные белки глаз

Как видно, такая двухрядная компоновка обеспечивает большую компактность силового агрегата при сохранении требуемой мощности и числа цилиндров (примерно тем же руководствовались создатели VR- и W-образных моторов). Осталось только собрать «движок» воедино: к счастью, тут не нужны инструменты, достаточно лишь немного силы и ловкости рук. Роль объединяющего цилиндры «блока» тут выполняет центральный потяг, от которого в стороны отходят постромки. Каждая собака крепится двумя постромками. Передний постромок короткий и цепляется за ошейник: его основная роль – направлять собаку вдоль осевой линии, не позволяя ей шнырять вправо-влево. Задний постромок более длинный, и он-то как раз является элементом «трансмиссии», передавая тягу от лап к нарте. У первого ряда собак передних постромков нет, они соединяются одним постромком только между собой – это позволяет рулить им и ими, направляя упряжку, куда следует.

Огромное преимущество упряжки перед почти любым колесным транспортным средством (кроме разве что какого-нибудь Шамана) – это полный, полнейший привод. В нашем случае это 8х8 или даже 32х32, если считать по-честному. Такой расклад позволяет трогаться практически в любых условиях, а поскольку «шины» здесь весьма «шипованные», то и пробуксовка почти исключена. Куда важнее справиться с избытком тяги на старте, чем задуматься о ее возможном недостатке.

Но и вопрос комфортного старта здесь тоже решен! В машине за плавное трогание с места отвечает сцепление (зачастую с дорогущим двухмассовым маховиком), а здесь все гораздо бюджетнее в ремонте и проще по конструкции. Чтобы каюр (а именно так называют «погонщика», ездока или водителя), стоящий на полозьях позади нарты, смог удержаться за нее озябшими руками при буйном старте, в потяге прямо перед нартой имеется эластичная вставка. Она растягивается при трогании с места, обеспечивая плавный старт и компенсируя рывок, который гарантированно устроят лохматые источники неиссякаемой тяги.

А тяга здесь поистине неиссякаемая: главным преимуществом хаски является не столько их мощность, сколько выносливость и запас хода. Эти собаки, похоже, никогда не устают: в ожидании поездки они вертятся, скачут, роют ямы, воют и лают (да-да, вопреки некоторым мнениям, они умеют и лаять), а стоит остановиться в ходе заезда, как они немедленно принимаются возиться, жрать снег, откапывать и опять-таки жрать какую-то жухлую траву и прочие подснежные деликатесы, а также валяться в снегу.

Одно только наблюдение за тем, как уже запряженная собака в нетерпении подпрыгивает вверх и вперед, отлетает назад, одергиваемая постромками, и прыгает снова и снова, ясно дает понять, сколько в них энергии.

Ну и уже заговорив об энергии, стоит упомянуть о максимальной скорости, запасе хода и расходе топлива. Разумеется, наш тест был крайне коротким, едва ли превысив километр, но по словам инструкторов-каюров, в день собаки могут пройти более ста километров в среднем темпе, а максимальная скорость с «форсированным мотором» из подготовленных спортивных псов , идущих по хорошей дороге, может превышать 70 километров в час! «Заправлять» упряжку нужно всего раз в день – метаболизм у собак медленный, и вечернего кормления хватает на сутки. Да и прихотливость в еде у них, похоже, поскромнее, чем у вашего спорткара, требующего 98-й бензин: конечно, одной какой-нибудь юколой их всю жизнь кормить не стоит, но и воротить носы от предложенного угощения они вряд ли станут. Все лучше, чем снег и жухлая трава, в конце концов.

Роскошь и технологии

Почти разобравшись с силовым агрегатом, можно отвлечься и взглянуть на экстерьер и интерьер самой нарты, а заодно поговорить об управляемости.

Экстерьер и конструкция нарты – торжество простоты. В нашем случае это компактная грузопассажирская нарта: каюр, как мы уже знаем, стоит сзади, на концах полозьев, а в самой нарте может расположиться пассажир или груз. Полозья деревянные, но снизу имеют пластиковые накладки для улучшения скольжения. Ну а еще в конструкции нарты стоит отметить «зону программируемой деформации»: дугу в передней части, которая предохраняет нарту от повреждения в случае лобового столкновения, а после такого столкновения легко заменяется на новую. Как видите, здесь все тоже отнюдь не так примитивно, как может показаться.

Еще одна важная техническая составляющая нарты – это тормоза. Сколько, говорите, у вас тормозов в автомобиле? Два, основной и стояночный? Ерунда, здесь их три. Конечно, это во многом вынужденная мера: гидропривод к лапам не присобачить, а тормозить как-то надо. Поэтому ступеней торможения три. Для легкого притормаживания здесь есть металлическая пластина с небольшим поперечным гребнем, расположенная между концами полозьев нарты, на которых стоит каюр: для снижения скорости он просто встает на нее ногой, и гребень врезается в снег. Но для полной остановки этого катастрофически мало, так что на этот случай в задней части есть уже более длинные и острые крючья, наступая на обратную сторону которых, «драйвер» вгоняет их в снег. Ну а роль стояночного тормоза выполняет крюк-якорь на тросе, который вонзают в поверхность уже после полной остановки упряжки.

Ну вот, с техникой закончили – пора погружаться в роскошь интерьера нарты. Что? Говорите, больно простецки тут все? А вот и нет: в отделке интерьера используется исключительно натуральное дерево, обивка (ладно, накидка) сиденья – натуральная оленья шкура. Как говаривал Джереми Кларксон – «такого даже в Майбахе нет!». Так что не торопимся с выводами, усаживаемся в удобный кокпит с экстремально низкой и спортивной посадкой и готовимся к самому главному – поездке!

С ветерком и азартом

Да, вышеизложенный инструктаж практически полностью подготовил нас – а заодно и вас – к поездке: ведь не так важно, как разгоняться, куда важнее знать, как тормозить. А тормозить мы умеем – правда, не можем, потому что управляет упряжкой каюр сзади, а мы возлежим на оленьей шкуре в грузопассажирском отсеке. Однако не стоит думать, что ключевой корень в слове «грузопассажирский» – это «груз».

Нарта управляется как смесь старых Жигулей и спортивного мотоцикла: специальными громкими словами, ногами и туловищем.

Правда, слова здесь исключительно позитивные: ими каюр подбадривает и подгоняет собак, регулируя тем самым скорость. Ногами, как нам уже известно, он тормозит. А вот поворачивать нарту и всю упряжку целиком – целое искусство.

Во-первых, для идеальной управляемости впереди должны идти по-настоящему толковые собаки, которые понимают, что им крайне нежелательно огибать дерево с разных сторон или бежать «прямо и все». Ведь хаски – не лошадь, и никаких, даже самых примитивных средств прямого воздействия на ведущего упряжку вожака нет. Поэтому каюр во многом полагается на собак – а сам при этом вовсю рулит непосредственно нартой.

Здесь вариантов два: для легкого поворота ему достаточно встать обеими ногами на полоз на той стороне, в которую нужно сместиться. Это немного меняет развесовку, и нарта сползает вправо или влево. Ну а если поворот более крутой, то нужно представить себя героем олдскульной игрушки Road Rash, где отмороженные байкеры гоняли на мотоцикле с люлькой. Причем представить себя нужно именно тем персонажем, что едет в люльке: в правых поворотах он свешивается из нее наружу, чтобы создать противовес и препятствовать опрокидыванию мотоцикла. Ну а каюру так нужно делать и в левых поворотах тоже. Чем круче поворот, тем сильнее надо свешиваться – и вот тут мы вспоминаем о том, что тоже в нарту не в качестве груза залезли. Хочешь – не хочешь, а чтобы не хапнуть полный рот снега или древесной коры в крутом повороте, телом подвигать тоже придется. А ты и не против!

Единственное, о чем вспоминаешь уже во время движения – это полное отсутствие у нарты такой штуки как подвеска. Собакам-то ваши страдания неведомы: они не замечают ни колдобин, ни корней, ни камней, а вот тот, кто расположился в салоне, ощущает часть дефектов дорожного полотна. Но назвать нарту некомфортной сложно: все же полозья длинные, и неровности проходятся плавно, «ползком». Главное – не наскочить на острый камень или продольную корягу: такое препятствие может оставить неизгладимый след на вашей. репутации.

Главное – душа

Знаете, некоторые автовладельцы говорят, что у их машины есть душа. Может, оно и так – но сама машина это никоим образом не доказывает. А вот у нашей упряжки совершенно точно есть целых восемь душ. Мятежных, отважных и лохматых. Поэтому, завершая тест-драйв, обязательно стоит попрощаться с каждой собакой. Потрепать по загривку, похлопать по боку, почесать за ухом, предложить любимой жухлой травы или даже чего повкуснее. Ведь автомобиль просто постоит на улице и на следующее утро заведется так же спокойно и беспристрастно, как и вчера. А собаки рады видеть вас каждый день. И этим они точно лучше любой машины.

Собачья упряжка: древнейший внедорожник

В чём уникальность собачьей упряжки, как транспорта? Какую роль сыграли ездовые собаки в освоении Севера? И каким образом они не раз спасали людские жизни?

Холодный воздух щиплет за нос, снег радует всеми цветами радуги, и солнце слепит глаза. Ветер бросает в лицо колючую снежную пыль, а вокруг белый простор и природа. Мышцы приятно ноют от напряжения, от скорости захватывает дух, но хочется мчать под собачий лай ещё быстрей. Это всё и есть езда на собаках!

Сейчас езда на собаках – захватывающее развлечение и зрелищный спорт. Люди тратят огромные средства на снаряжение и экипировку, а собаки прикладывают огромные усилия, чтобы первыми добежать до назначенной точки. А раньше от собачьих усилий зависело куда больше, чем приз на финише.

Они доставляли жизненно важные лекарства, на войне вывозили раненых, а перевозка полярных экспедиций и их грузов целиком и полностью лежала на собачьих плечах, вернее на санях, запряжённых ими. Верные псы сделали для человека куда более, чем кажется. Без них от болезней и на войнах погибло бы больше людей, а освоение Северного и Южного полюсов было бы отложено на несколько десятков лет. Да и в наши дни связь между полярными станциями часто осуществляется при помощи ездовых животных. Давайте познакомимся со всем, что связано с собачьей упряжкой.

Читать еще:  Запор у собаки: виды, симптомы, причины, лечение

Древнее пирамид в Египте

Новосибирские острова, лежащие в Северном Ледовитом океане, принесли научному миру множество сенсационных открытий и находок: кости доисторических животных, предметы быта первобытных племён и другие. Среди них – деревянные нарты, собачьи кости и ремни из сыромятной кожи. Весь этот «комплект» не что иное, как собачья упряжка. При этом, древнейшая из найденных – исследования показали, что её возраст составляет около 8 тыс. лет! Представляете, египтяне ещё не начали строить пирамиды, а эскимосы уже вовсю ездили на собаках. Можно с уверенностью сказать, что собачья упряжка – один из самых первых гужевых транспортов человечества.

За 8 000 лет устройство упряжки не изменилось. Она по-прежнему состоит из нарты и собак. Их может быть от 8 до 12-ти. Животных запрягают в шлейку (она ещё называется алык) и попарно пристёгивают к потягу – центральному ремню, который прикреплён к нарте. Скорость передвижения и пройденное расстояние зависят от тяжести груза, состояния дороги и количества ездовых животных. При хороших погодных условиях собачья упряжка может развить скорость до 10 километров в час и даже выше.

Собака человеку друг, это знают все вокруг

Работают собаки в возрасте от 1 года и до 12 лет, а дальше у них начинается пенсия. Одно животное может увезти максимум 50 кг, но если запрячь больше собак, то это позволит увеличить количество груза в нарте. Все породы ездовых псов просто обожают бежать в упряжке, и чем сложнее дорога, тем только веселее для них. В это трудно поверить, но тащить нарту они могут весь день.

Исследователи и рабочие Севера и сегодня используют собачью упряжку наравне с моторными снегоходами. Но почему они всегда отдают предпочтение собакам, а не оленям? Во-первых, собаки – неутомимые труженики. Им достаточно дать несколько передышек днём и сон ночью, и они будут сохранять бодрость до конца путешествия. Во-вторых, собакам не требуется подножный корм: чаще всего их кормят сушёной рыбой – юколой. В-третьих, псы лучше ориентируются на местности и могут сами выбирать дорогу в пурге. Благодаря этим качествам ездовые псы кое в чём даже превосходят снегоходы!

Сейчас в упряжке используются несколько пород: самоеды, хаски, лайки, маламуты и несколько пород ездовых. Среди всех них выделяются самоедские собаки – не животные, а очаровательные комки белоснежного пуха и шерсти! Такое название псы получили оттого, что, идя в упряжке, они сливаются со снегом, и издали может показаться, что нарта едет сама.

Русские первопроходцы, осваивая дальневосточные земли в 16-18 веках, переняли у местных народов этот способ передвижения и тоже передвигались на ездовых собаках. Это являлось ещё более выгодным потому, что в то время в Сибири было мало лошадей.

Как уже говорилось, полюсы Земли люди осваивали на собачьих упряжках. В 1909 году состоялась экспедиция Р. Пири, когда человек впервые достиг Северного полюса. А годом позже, в 1910-12 годах, норвежская экспедиция под началом Р. Амундсена покорила Южный полюс. Если бы этим храбрым людям не помогали собаки, то экспедиции просто не состоялись бы – в тяжелейших условиях ледяного безмолвия в то время собачьи упряжки были единственным возможным транспортом.

Самая большая спасательная операция, проведённая с помощью собачьих упряжек, – доставка лекарств от дифтерии в город Ном на Аляске. Этот знаменитый 5-дневнй переход прошёл в 1925 году. Благодаря собакам были спасены десятки взрослых и детей.

Кроме участия в экспедициях и освоении новых земель собачьи упряжки принимали участие в войне. Тогда использовали маленькие сани зимой и повозки летом, в которые запрягали 2-4 собаки. Животные перевозили раненых, доставляли медикаменты и прочие грузы. Такие упряжки были просто спасением в труднопроходимой местности или в условиях отсутствия другого транспорта.

Первые официальные гонки на собачьих упряжках состоялись в Канаде более, чем полтора столетия назад – в 1850 году. Они были частью мероприятий Зимнего Карнавала, проходившего в городе Сент-Поле. Но большую популярность эти соревнования обрели в лишь конце 19-го века на Аляске, когда за дело взялись американские предприниматели. Аллан Александр и Леонард Сеппалла превратили гонки на собаках в спорт и стали первыми победителями соревнований 1932-го года.

Сейчас зимние соревнования с ездовыми собаками проходят в нескольких дисциплинах: гонки на собачьих упряжках с нартами, гонки на собаках, запряжённых в пулку (маленькие санки) и гонки лыжников, буксируемых собакой.

Самыми зрелищными являются, конечно, многодневные гонки собак, запряжённых в нарты. Такие соревнования проходят в Америке, Канаде и в России на Камчатке. Здесь они проходят ежегодно с 1990-го года.
Источник

Как стать каюром — Сайт huskypark!

Что нужно знать, чтобы научиться управлять собачьей упряжкой.

Собаки хаски, которых используют в упряжках, очень красивые и сильные животные. Собачья упряжка может развивать скорость до 40 км, и поэтому управление собаками требует большой физической силы и определённых навыков, поэтому к катанию на собачьих упряжках следует отнестись с полной серьёзностью и познакомиться предварительно с правилами управления упряжкой. Совершенно безопасно кататься в собачьей упряжке в качестве пассажира, если упряжкой управляет инструктор-профессионал. Если же Вы новичок и хотите в первый раз самостоятельно попробовать управление собачьей упряжкой, Вам нужно будет сначала пройти инструктаж, который проводится на собачьей ферме перед началом сафари и соблюдать во время езды правила безопасности. Как надеть шлейку и составить собачью упряжку.

В нашем Хаски Парке у Вас будет возможность самим запрячь собак в упряжку, которую Вы поведете. У каждой ездовой собаки есть своя индивидуальная шлейка, в зависимости от размера и веса собаки. Чтобы одеть шлейку на собаку, Вам нужно «оседлать» её, зажав талию собаки своими коленями. Таким образом, даже очень темпераментная собака будет находиться под Вашим контролем, а у Вас будут свободны руки для того, чтобы заняться шлейкой. Левой рукой возьмите шлейку за перекрестье шейных лямок, а правой — за верёвочную петлю шлейки, к которой будет крепиться карабин тяговой постромки. Определите нижнюю грудную часть шлейки, которая должна располагаться между передними лапами собаки. Оденьте шлейку на голову собаки, таким образом, чтобы грудная лямка располагалась между ногами собаки, а верёвочный поводок, прикреплённый к спинным лямкам, находился в центре спины по направлению к хвосту собаки. Проденьте передние лапы сквозь шлейку, расправьте лямки на спине и по бокам. После этого ещё раз проверьте, как шлейка сидит. В зависимости от размера нарт (санок), груза и погодных условий, в упряжке может быть от 4 до 8 или 12 собак. Тяговый поводок собаки крепится к центральному потягу. Собаки ставятся парами, на расстоянии приблизительно 2 м от следующей пары. Длина центрального потяга и всей упряжки вместе с нартами может составлять 15 метров, если в упряжку запряжены, например, 10 собак. Центральный потяг прикрепляется к нартам специальным карабином.

Основные правила управления собачьей упряжкой Водитель упряжки становится на запятки санок, а точнее, на ту часть полозьев, которая обита резиной и в течении всего пути крепко держится на спинку санок. Спинку санок нельзя выпускать из рук даже во время остановки, чтобы упряжка не вырвалась из рук и не унеслась прочь. При езде по пересечённой местности могут встречаться повороты, горки и спуски, другие неровности поверхности, на большой скорости санки могут подпрыгивать, поэтому нужно стоять на полозьях, слегка согнув в коленях ноги, для того чтобы легче сохранять равновесие на поворотах и спусках-подъёмах. Как повернуть собачью упряжку Ведущие собаки знают команды (поехали!), (стоять), (налево!) и (направо!). Обычно ведущая упряжка с инструктором задаёт направление следующим за ней другим упряжкам, и Вам не нужно говорить собакам команды на финском языке. Но при поворотах Вам следует помогать собакам повернуть, накреняя санки в соответствующую сторону: если Вам нужно повернуть налево, Вы наклоняете санки налево, приподнимая правые полозья санок в воздух и помогаете повороту наклоном тела влево; при повороте направо — накреняете санки вправо, приподнимая левые полозья и помогая повороту наклоном тела вправо.

Ведущие собаки знают команду «Стоять», но разогнавшаяся и взволнованная упряжка не сможет остановиться сразу после команды стоять, поэтому для быстрой остановки нужно пользоваться тормозом. На нартах есть два вида тормозов: для остановки и для замедления скорости. Чтобы быстро остановиться, Вам нужно нажать ногой на тормоз в виде металлической скобы с наконечниками, прикреплённый на задке санок. Санки остановятся. Для замедления скорости есть специальный длинный треугольный полоз, заканчивающийся резиновой пластиной, закреплённый на задке санок, который, отправляясь в путь, обычно опускают на снег. Когда нужно уменьшить скорость, например, на спуске с горы или в особенно скользком месте, на этот полоз нужно наступить – скорость санок уменьшится.

Правила поведения на трассе во время езды Длина трассы может быть 1 км, 1,5 км или 3 км, реже 5 км в зависимости от погодных условий. На длину трассы влияет состояние снежного покрова: если снега много, то у Вас будет возможность выбрать трассы разной длины, а если снега мало, то придётся довольствоваться самой короткой трассой. Чаще всего на собачьих упряжках отправляется в путь сразу несколько человек. Впереди всегда едет инструктор. Если караван состоит из нескольких упряжек, его обычно замыкает второй инструктор на снегоходе для обеспечения безопасности. Нельзя обгонять впереди едущие упряжки, потому что трасса, проложенная в лесу, довольно узкая и места для безопасного обгона недостаточно. Обгоняя, Вы можете перевернуться сами или перевернуть сани другой упряжки, или упряжки собак могут запутаться. Необходимо сохранять дистанцию между упряжками. Если у Вас что-то случилось, Вам нужно остановиться, воспользовавшись тормозами, и поднять одну руку, чтобы инструктор знал, что ему нужно прийти на помощь. Не забудьте при остановке или поднятии руки крепко держаться другой рукой за спинку нарт, чтобы упряжка собак не вырвалась из-под контроля. При остановке одного водителя весь караван должен остановиться для выяснения, какая помощь ему нужна. Если Ваши санки перевернулись и Вы потеряли контроль, не пугайтесь. Мягкий снег не даст Вам ушибиться. Хорошо, если в этот момент Вам удастся удержать упряжку, потому что спустя мгновение собаки поймут ситуацию и остановятся. Все же при падении прежде всего помните о своей собственной безопасности, чтобы не пораниться. если собаки убежали, то их поимкой займётся инструктор. Не пытайтесь сами ловить собак. Другим водителям тоже нельзя помогать Вам ловить собак, потому что они в свою очередь тоже могут потерять контроль над своей упряжкой. Небольшая пауза, наверняка, доставит доставит Вам и наблюдающим массу незабываемых впечатлений!

Читать еще:  Собака бегает за хвостом: забавная выходка любимца или повод насторожиться

Кто может кататься на собачьих упряжках? На собачьих упряжках могут самостоятельно кататься дети старше 10 лет и взрослые, которые хорошо владеют равновесием. Если Вы хорошо физически подготовлены, катаетесь на обычных или горных лыжах, то управление собаками не будет представлять для Вас большой трудности, потому что управление упряжкой точно также требует навыков сохранять равновесие. В качестве пассажиров безопасно кататься людям любого возраста, маленькие дети могут садиться в нарты только вместе с родителями. Кататься в качестве пассажира Вы можете только с инструктором. Экипировка для катания на собачьих упряжках Для катания на собаках не нужно никакой особой экипировки или снаряжения. Но, естественно, Вам следует тепло одеться: Не забудьте надеть теплую обувь, куртку, шапку и рукавицы, защитные очки также не помешают! Помните, что собаки развивают большую скорость и на ветру мороз кажется ещё сильнее. Вы можете упасть в сугроб, в сапоги может набиться снег, и если упряжка перевернётся, Вам придется, может быть, возвращаться на собачью ферму пешком, так что оденьтесь по-зимнему!

Снаряжение для ездового спорта

Ездовой спорт – это, прежде всего, собаки, погонщик и правильно подобранное снаряжение. От того, как точно по размеру и по формам собаки подобрано снаряжение зависят ее физические характеристики.

Согласитесь, что в узкой шлейке собака будет чувствовать себя не комфортно и бежать медленнее.
Собака в ездовом спорте, это так ребенок, которого вы собираете в школу. Ей необходима «школьная форма» или шлейка и «портфель» т.е. все остальное снаряжение для занятий ездовым спортом. В зависимости от того, какую амуницию и снаряжение вы используете, зависит успех вашей работы.

  1. Прогулочная.
    Нагрузка распределяется равномерно преимущественно на плечевой пояс собаки. Удобна при натяжении поводка вверх. Нижняя часть спины не задействуется. По законам биомеханики и строении скелета собаки такая шлейка НЕ ПОДХОДИТ для безопасной тяги груза-человека или груза на земле (колеса, саней). (фото 1)
  2. Ездовая.
    Нагрузка распределяется по всему корпусу собаки равномерно. Конец шлейки совпадает с корнем хвоста, куда крепится потяг с амортизатором (фото 2, 2-а). С такой шлейкой собака может тянуть груз с прикреплением на уровне ее роста (велосипед, нарты, пояс для бега). Плохо подходит для груза, находящегося на земле (колесо), поскольку конец шлейки начинает давить на крестец (собака может начать приседать при ходьбе). Еще один тип ездовой шлейки — Zero, учитываются анатомические особенности, в т.ч. нестандартных пород для ездового спорта (овчарки, лабрадоры и т.п.). Шлейка на фото 3 отличается тем, что не имеет перекрещивающихся строп на спине.
  3. Грузовая.
    Конструкция как у ездовой, но удлинен конец для смещения цетра тяги за корпус собаки, боковые стропы огибают корпус по бокам (фото 4). Отличный вариант. если на удлиненном конце до места прикрепления потяга сделана распорка (последнее фото) — так исключается трение строп о бока собаки (фото 5). Эта шлейка отлично подходит для грузов, лежащих на земле или близко к ней (колесо, сани, аргамак). Выше точку прикрепления поднимать нежелательно, т.к. чем длинней рычаг, тем трудней собаке тащить.

Фото 1. Шлейка прогулочная Фото 2. Шлейка ездовая Фото 2-а. Шлейка ездовая Фото 3. Шлейка ездовая Фото 4. Шлейка грузовая Фото 4-а. Шлейка грузовая Фото 5. Шлейка с распоркой

Смысл классических ездовых и грузовых шлеек заключается в том, чтобы вес был распределен как минимум по всей длине корпуса собаки. Место прикрепления, таким образом, в районе основания хвоста собаки или за хвостом (т.е. шлейка длиннее корпуса собаки), немного ближе к земле. Это чистая биомеханика для облегчения компрессии на позвоночник собаки при тяге. Таким образом, шлейка, имеющая место прикрепления груза, например, в середине корпуса собаки, конечно, теоретически может быть использована, но это создаст компрессию на позвоночник (его «свободную» от шлейки вторую половину).
С точки зрения здоровья и безопасности лучше приобрести изначально грузовую или ездовую шлейку. Как вариант — можно «удлинить» прогулочную шлейку, прикрепив к ее боковым кольцам стропы, которые будут соединены за задними лапами собаки с распоркой, но вот рассчитать пропорции, и гарантированно обеспечить отсутствие трения о бока собаки будет проблематично (фото 5). В магазинах, к сожалению, прогулочные продаются часто как шлейки для ездового спорта, каковыми они не являются. Купить подходящую и безопасную шлейку лучше всего у людей, которые узко специализируются именно на пошиве снаряжения для ЕС по личным меркам вашей собаки и ее пропорциям, или в специальных магазинах городов с развитыми ЕС-традициями. Это магазины Финляндии и Норвегии, например.

ПОТЯГ С АМОРТИЗАТОРОМ

Необходим для прикрепления бегуна (лыжника, роллера) к концу шлейки собаки. В конструкции используется эластичный шнур, который при рывке собаки вперед растягивается, смягчая компрессию позвоночника собаки. На фото амортизатор — это утолщенная часть потяга. На потяге имеется 1 карабин на дальнем от человека конце для прикрепления к шлейке, кольцо или петля для прикрепления конца с амортизатором к поясу бегуна (фото 6 ).

ПОЯС ДЛЯ КАНИКРОССА (бега с собакой), СКИДЖОРИНГА (бега с собакой на лыжах), ЕЗДЫ С СОБАКОЙ НА РОЛИКАХ
Применяется для комфортного крепления корпуса человека к потягу. Часто оборудуется карабином быстрого спуска — при дергании шнура карабин расстегивается, и потяг высвобождается из паза. Часто пояс шьется со стропами, пропускаемыми по обхвату ноги в районе паха. Стропы позволяют предотвратить сползание пояса вверх при движении (фото 7 и 8).

НАРТЫ, ХОКК-ДЖЕТ,
СКАНДИНАВСКИЕ САНИ, ПУЛКА
Все это — основные вариации «саней» для тяги одной или несколькими собаками.
Нарты самые тяжелые «сани». На них можно выступать на соревнованиях с соблюдением требованием к комплектации. Вес около 15 кг или больше. Отличительная особенность нарт — размер и наличие полога (чехла, закрывающего поклажу). При участии в гонках на длинные дистанции полог обязателен. Нарты тянут несколько собак. Фото 9 — спортивные нарты. Фото 10 — классические нарты.

Фото 9. Спортивные нарты Фото 10. Классические нарты

Хокк-джет — облегченные нарты, без полога и места для сидения пассажира (только каюр). Это нарта, рассчитанная на одну собаку. На соревнования на хокк-джете допускают на короткие дистанции.

Скандинавские сани (фото 11) — сани с возможностью взять пассажира, для него предусмотрено сиденье. Легкие, используются для тяги одной-двумя собаками, могут применяться на любительских соревнованиях и массовых катаниях.

Пулка (фото 12) — легкая небольшая нарта/блок. Для пулки в соревнованиях вводится отдельная дисциплина, шлейка собаки соединяется с пулкой посредством жесткого «хомута» (на фото). Это исторически традиционная дисциплина для Финляндии и Норвегии.

СКУТЕР, КАРТ, ВЕЛОСИПЕД.
Это «транспорт» для летнего периода.
Скутер (фото 13) — проще говоря, самокат. Отдельная дисциплина в ЕС. Скутер могут тянуть 1-2 собаки.

Фото 13. Скутер

Карты бывают 3-х колесными (фото 14) и 4-х колесными (фото 15, 15-а). Отдельная дисциплина, три и более собак. Для участия в соревнованиях необходима дуга безопасности и соответствующий требованиям комплект тормозов (делаются дополнительные).

Фото 14. Трехколесный карт Фото 15 и 15-а. Четырехколесный карт

Велосипед (фото 16) — дисциплина «байкджоринг». Тяга одной собакой. К велосипеду крепится потяг, через обеспечивающую безопасность велоудочку (бывает различных модификаций), потяг крепится к шлейке.

Фото 16. Велосипед

ВИЛКА, СЦЕПКА, УПРЯЖЬ

  1. Вилка (фото 17). Применяется для прикрепления 2-х собак к одному потягу. Порядок: человек (нарты, велосипед) — потяг — вилка — по шлейке на каждый конец вилки.
  2. Сцепка (фото 18). Применяется для того, чтобы сцепить ошейники 2-х собак, пристегнутых на вилку. Необходима для предотвращения движения собак в разные стороны при беге.
  3. Упряжь. Применяется для выстраивания в упряжку нескольких собак. Бывает цуговая (в длину) (фото 19), и веерная (фото 20). Упряжь первого типа должна быть сразу с амортизатором.
  • Фото 17. Вилка
  • Фото 18. Сцепка

Упряжь
Из чего состоит упряжь и как её правильно собрать? Если вы хотите заняться спортом с вашими собаками, то без упряжи вам не обойтись.
Давайте рассмотрим все элементы собачьей упряжи:
Шейник. Длина 30 см. Шейник крепится к ошейнику собаки и используется, чтобы держать собак, работающих в тандеме. Важно отметить, что ведущая пара собак, как правило, соединяется друг с другом с помощью одного шейника (от кольца ошейника одной собаки до кольца ошейника другой собаки с помощью маленьких карабинов). В то время как все остальные колесные собаки будут прикреплены не друг к другу, а к центральной направляющей. В связи с этим существует правило, что шейников надо покупать ровно на 1 меньше, чем у вас будет собак в упряжке.
Центральная направляющая. Длина 200 см. Центральный шнур, к которому крепятся все собаки вашей упряжки. Центральные направляющие нужны для упряжек от 4-х собак.
Постромка. Длина 100 см. С одной стороны постромки привязываются к центральной направляющей, с другой стороны прикрепляются с помощью больших карабинов к шлейкам собак. Постромков должно быть ровно столько же, сколько и собак в вашей упряжке.
Задняя часть. Длина 80 см. Задняя часть – это неотъемлемый элемент упряжи, особенно для новичков. Задняя часть нужна, чтобы отдалить «колёсных собак» от нарты. Крепится между амортизатором и центральной направляющей.

Упряжь продаётся в разобранном виде, каждый элемент упряжи вы можете купить отдельно. Благодаря этому вы можете легко менять количество собак в вашей упряжке, а также заменять поврежденные элементы упряжи.

Элементы упряжи, необходимые для разного количества собак в упряжке:
Для 2-х собак – амортизатор на 2-4 собаки, 1 задняя часть, 2 постромка, 1 шейник, 2 больших карабина, 2 маленьких карабина.
Для 4-х собак – амортизатор на 2-4 собаки, 1 задняя часть, 1 центральная направляющая, 4 постромка, 3 шейника, 4 больших карабина, 4 маленьких карабина.
Для 6-х собак – амортизатор на 4-6 собаки, 1 задняя часть, 2 центральные направляющие, 6 постромков, 5 шейников, 6 больших карабинов, 6 маленьких карабинов.

ТЯГА КОЛЕСА (вейпуллинг)
Не имеет соревновательной дисциплины, используется как первоначальное отягощение при тренировке собаки, позволяет управлять собакой, идя рядом, отрабатывать команды и формировать навык тяги. Для этого занятия необходима грузовая шлейка для исключения давления груза на крестец собаки (см. Грузовая шлейка выше).

Вероника Спивак,
Екатерина Фролова,

Источник: интернет

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector