Как показать собаке, что ты главный: прививаем правила и навыки

Как показать собаке, что ты главный: прививаем правила и навыки

Собаки были приручены человеком более двух тысяч лет тому назад. С тех пор эти уникальные умные животные дарят нам свою бескорыстную любовь, дружбу и верность. Известно, что прямым предком современных собак является волк, а волки – это стайные животные и их отношения строятся на иерархии. В стае есть главарь, которому подчиняются и которого уважают другие животные.

Домашние собаки воспринимают членов своей семьи, как стаю, в которой есть вожак. Но часто бывает так, что собака выходит из повиновения, перестает слушаться своего хозяина, проявляет доминирование. Что делать в подобной ситуации и как показать собаке, что ты главный? Попробуем разобраться в этом вопросе и определим, чем может быть вызвано подобное поведение.

Как показать собаке, кто хозяин в доме

Как уже было отмечено, у собак, несмотря на то, что они были приручены людьми, сохранились природные инстинкты и повадки, которые достались животным от их самых ближайших потомков волоков, в особенности привычка жить стаей. Если собака живет в семье, значит, всех ее членов она воспринимает как свою стаю. И очень важно, показать своему питомцу, кто в доме хозяин.

Важно! В качестве вожака пес выбирает наиболее авторитетного, властного человека, которому они доверяет и полностью подчиняется. При этом пес предан и дружелюбно относится ко всем остальным членам семьи.

Как бы это грубо не звучало, но собака, проживающая в доме, квартире должна знать свое место. В цепочке иерархии пес должен занимать самое последнее место. Поэтому основной задачей всех без исключения собаководов является правильная адаптация и социализация домашнего питомца.

Воспитание собаки нужно начинать сразу после того, как животное привыкнет к новой обстановке и членам своей семьи. Прививать правильные навыки и поведенческие манеры животным нужно последовательно, постепенно, но настойчиво. Пес должен понимать, что ему дозволено, а что под запретом. Во взрослом возрасте отучить питомца от пагубных привычек будет непросто.

При этом бывает так, что собака, особенно представители бойцовских пород, с малых лет начинают проявлять доминирование, отводят себе роль вожака. Подобное поведение нужно пресекать сразу. Не потакайте животному и не давайте сесть себе на шею.

Признаки доминантного поведения:

  • собака отказывается выполнять команды;
  • пес проявляет агрессию к хозяину, членам своей семьи, другим домашним питомцам;
  • собака не позволяет отобрать свои игрушки, не подпускает к миске, месту отдыха.

Доминирующая особь нередко проявляет агрессию не только к посторонним людям и своим сородичам, часто затевая драки на прогулках, но и к членам своей семье, что особенно неприемлемо, если в доме есть дети. Пес не выполняет команды, несносно ведет, провоцирует конфликты, стычки с другими животными и никогда не признает своей вины. Если у вашего питомца есть задатки лидера или проявляется подобное поведение, пришло время срочно задуматься о его воспитании.

Собаки тонко чувствуют ваш эмоциональный настрой. Если дать слабинку, потакая прихотям милого маленького щенка, песик начинает показывать свой властный характер. Не забывайте, что через 5-6-ть месяцем забавный плюшевый комочек превратится во взрослую собаку, которая может быть избалованной и непослушной. К тому же смышленый питомец быстро понимает, что может манипулировать человеком и делать все, что ему вздумается. С каждой новой победой животное чувствует свое превосходство. Если не показать собаке, кто в доме вожак, это может закончиться весьма плачевно.

Прививаем собаке правильные навыки

Даже если вы имеете большой опыт общения с животными, в частности с собаками, считаете себя непревзойденным дрессировщиком и воспитателем, вы никогда не добьетесь должного успеха, если песик не будет воспринимать вас как лидера, вожака своей стаи.

Важно! Собакам привычно жить в стае под руководством главенствующего предводителя. Лидер стаи должен установить определенные правила и строго следить за их выполнением.

Заводчики собак должны понимать, что для собаки вожаком стаи является тот, кто постоянно подтверждает свое лидерство. Стоит раз оступится, показать свою слабость, нарушить установленные правила, как ваш авторитет в глазах собаки будет утрачен. Поэтому воспитывая питомца проявляйте терпение, решительность, настойчивость.

С псом всегда нужно быть в меру строгим и решительным. При этом не забывайте, что собака социальное создание, которое также нуждается в ласке, любви и заботе. Поэтому рекомендуем найти «золотую» серединку в общении с вашим любимым питомцем.Сразу стоит отметить, что кобели, независимо от породной принадлежности, в случае неправильной адаптации будут постоянно пытаться оспаривать главенствующее положение своего хозяина (вожака). По собачьим законам, именно самцы чаще всего вступают в драки со своими сородичами. Исход всегда одинаков. Доминирующий кобель победит, слабый самец отойдет в сторону или подчиниться.

С суками намного проще. Они более привязаны к хозяину, членам семьи, имеют более спокойный нрав, уравновешенный темперамент. Особенности и некоторые черты характера во многом заложены генетически, определяются породой. Поэтому независимо от пола вашего питомца, воспитывайте собаку правильно с щенячьего возраста, чтобы потом не пришлось усыплять неконтролируемое агрессивное животное.Если вашей собаке далеко до безукоризненных манер, пес не приучен к порядку, плохо социализирован, неприемлемо ведет себя дома и на прогулке, у вас нет достаточного опыта в общении с собаками, обратитесь за помощью к опытным кинологам или дрессировщикам.

Правила поведения

Показать собаке, кто в доме лидер, довольно несложно, но при этом вам нужно будет жить по собачьим законам, постоянно подтверждая и укрепляя свой авторитет.

Важно! Ругань, громкие крики, битье, грубое отношение к животному не только не дадут должного результата, но и могут спровоцировать абсолютно противоположный эффект. Подобный подход по отношению к питомцу приведет к нарушению психики. Собака может стать трусливой, неуправляемой, агрессивной.

И так, если вас интересует, как без применения насилия показать собаке, кто в доме хозяин и вожак, придерживайтесь следующих правил:

  • Собака должна знать свое место. Не разрешайте питомцу, в том числе и щенку, залазить на ваш диван, кровать, кресло. Пес не должен спать рядом с хозяином. В этом случае ваш авторитет, как вожака стаи будет подорван. Обустройте питомцу удобное, комфортное место для отдыха и сна, где собака будет чувствовать себя уединенно и безопасно.
  • Не разрешайте собаке проявлять агрессию, если вы хотите забрать у нее мячик, любимую игрушку или палочку на улице. Пресекайте рык строгим тоном. Собака должна подпускать вас к своему месту, мисочкам, игрушкам. Но это не означает, что нужно гнобить и унижать питомца. У животного должна быть своя личная территория.
  • Устраните игры, которые развивают агрессию, позволяют проявлять доминирование (перетягивание поводка, другие развлечения, в которых песик задействует зубы). Если пес относится к служебной или бойцовской породе, инициатива в совместных развлечениях должна принадлежать именно вам.
  • Запрещайте собаке грызть мебель, предметы интерьера. Собака должна знать дисциплину. Если питомец провинился, покажите всем своим видом недовольство, отругайте животное за провину. Собакам хоть и несвойственно чувство вины, но пес, проявляя свою любовь, понимает по тону, что его поступок вас огорчил.
  • Кормите собаку только после своей трапезы. Не давайте лакомства со своего стола, к тому же подобные запретные «лакомства» не слишком полезны для здоровья вашего питомца.
  • Возвращаясь с прогулки, всегда заходите в дом, квартиру первым. Таким образом вы даете питомцу понять, что он заходит на вашу территорию и должен подчиняться установленным правилам.

Контролируйте поведение собаки всегда и везде. Дисциплина должна быть во всем. Давайте команды собаке четким, властным тоном. Не нагружайте питомца множеством команд и никогда не путайтесь, отдавая «приказы» животному во время обучения, дрессировки.Чтобы собака показала хорошие результаты в обучении, действуйте последовательно, убедительно. Собака должна вам полностью доверять, поэтому со щенячьего возраста очень важно установить с питомцем тесный контакт.

Закрепляйте полученные на дрессировочной площадке навыки дома, на прогулке. Следуйте советам кинолога, инструктора, если собака проходит курс обучения. К изучению новых команд приступайте только тогда, когда пес усвоил предыдущие. За хорошее поведение, выполнение поставленных задач всегда поощряйте питомца ласковым тоном, лакомством.

Что делать, если собака проявляет доминирование

Если вы решили завести представителя серьезной бойцовской породы, общение с такими питомцами требует опыта, твердого характера. Если пес наделен доминирующими качествами, в воспитании питомца нужна строгость, последовательность в действиях, четко поставленные задачи. Исключите в общении с питомцем чрезмерные ласки. Все должно быть дозировано. Строгость всегда чередуйте с поощрениями.

Если у пса агрессивный нрав, не допускайте любых проявлений бесконтрольной агрессии по отношению к другим животным, людям, членам своей семьи. Обязательно пройдите начальный курс общей дрессировки (ОКД).На прогулках не выпускайте из вида питомца, контролируя каждый его шаг. Не позволяйте собаке сбивать себя с ног, прыгать на вас лапами тогда, когда ей этого захочется. Ведите себя дома и на улице как настоящий вожак, лидер, которому должен подчиняться ваш пес. Всегда идите немного впереди собаке, не давай натягивать ей поводок.

Если действовать грамотно и последовательно, анализировать поведение, манеры своей собаки, понимать собачий язык, предугадывать действия и поведения своего любимца, со временем питомец поймет, кто в доме настоящий вожак, лидер и авторитет.

Объяснить щенку что нельзя. Как показать собаке, что ты главный: прививаем правила и навыки. Прививаем собаке правильные навыки

Меня многие спрашивают, как объяснить собаке ту или иную команду. Как доказать ей, что она должна не только слушаться, но и выполнять именно то, о чем ее просит хозяин. Или приказывает, когда как. А я, обычно, ничем не могу людям помочь, потому что не видела и не знаю их конкретную собаку, не могу подсказать, какой из многочисленных способов подойдет именно ей. И не могу отвечать за хозяев, что они все сделают правильно.

Но все-таки, мне есть, что сказать на эту тему.
Каждое занятие, когда я даю новые команды, не меньше часа я трачу на теорию. Я не знаю, дают ли эту теорию мои многочисленные коллеги по кинологии, но судя по отзывам людей — нет, не дают. А ведь если хозяева действительно любят своих собак. они готовы не только слушать и мотать на ус, они готовы думать!
Запомните первое правило дрессировки — думайте! Прежде чем отдать собаке команду, прежде чем сделать новый жест, прежде чем дергать поводок или доставать кусочек/игрушку. Подумайте — ЧЕГО ИМЕННО вы хотите от своей собаки. И как вы будете этого добиваться.

А вот теперь я объясню вас, зачем все так сложно.
Ко мне на занятия приходит масса людей, которые уже отходили курс дрессировки, многие получили дипломы с 1-2 степенями по ОКД. Казалось бы — зачем? Нравится потусоваться среди собачников и собак? Нравится процесс? Нет, они приходят за ответами — как сделать так, чтобы собака ходила рядом не только на площадке, как заставить собаку ложиться даже в дождь и мокрую траву, как запретить агрессию к другим собакам или к людям, как, в конце-то концов, сделать команды ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ и единообразными?
Каждый раз я прошу показать мне, в чем проблема. И как ее корректируют. И вижу одно и то же — собака НЕ ПОНИМАЕТ, чего от нее хочет хозяин. Но при этом, думает, что понимает, и делает так, как понимает. А хозяин просто не знает, что объясняет собаке совсем не то, что он от нее хочет. В этом кроется основная масса проблем.

Начнем с того, как собака воспринимает мир. И не спрашивайте — это-то здесь при чем. А вот при том. Вы живете, общаетесь и пытаетесь взаимодействовать с существом совсем другого вида. У этого существа свое понимание, свое видение, своя логика. Не зря собак сравнивают с детьми — у собак тоже развита только линейная логика. Они так же не знают про будущее и не живут прошлым. У них ей только здесь и сейчас, следующее действие вытекает из предыдущего, а думают они не словами и образами, а эмоциями.
С другой стороны — собака не ребенок. Она растет, учится и развивается во взрослую личность, и относиться к этой личности, как к маленькому неразумному ребенку, нельзя, если вы все-таки любите свою собаку. Если к взрослому человеку относятся, как к ребенку — это значит, что он неполноценен, не способен принимать самостоятельные решения и отвечать за последствия, не может себя защитить и не может стать равным для остальных. Собака же вырастает полноценной, самостоятельной, способной защитить себя личностью. Просто иного вида. И она не способна понять нас, людей, когда мы общаемся с ней, как с другим человеком.

Что я обычно объясняю хозяевам непослушных собак?
1. Собака воспринимает команду, как сигнал к действию. Если после первого же сигнала ничего не следует — она будет ждать второго/третьего/десятого сигнала. Если вы привыкли говорить «сидеть-сидеть-сидеть», прежде чем настоять на своем — с чего вы взяли, что собака послушается однократной команды? Для нее давно уже сигналом к посадке стало ваше «сидеть-сидеть-сидеть».
Запомните — когда вы обучаете собаку команде, когда вы шлифуете выполнение команды — вы ОБЪЯСНЯЕТЕ собаке правила выполнения конкретного действия по конкретному сигналу. И если вы хотите, чтобы собака выполняла команду после первой команды, покажите ей это. Дали команду — показали, что собака должна после нее сделать.

Читать еще:  Мастоцитома у собак: общие сведения, симптомы, диагностика и методики лечения

2. Собака гораздо проще воспринимает движения и жесты, чем слова, потому что собаки общаются между собой в основном языком тела. Поэтому когда вы сначала нагибаетесь, потом говорите команду «лежать», и собака ложится — вы объясняете собаке, что ложиться она должна на сочетание вашего поклона и слова «лежать». И попробуйте потом выпрямиться и сказать «лежать». Большинство собак посмотрят на вас с большим непониманием. И ничего не сделают.
Поэтому, чтобы научить собаку слушать вашего голоса — никогда и никак не показывайте собаке, что сейчас будет дана команда. А иначе — сами виноваты. То же самое касается похлопывания по ноге на команде «рядом», указания пальцем на выдержке, занесение руки вверх на команде «сидеть» и так далее.

3. Собака мыслит логически. Логика у нее линейная, она крайне редко может совместить в единое два действия, отстающие друг от друга по времени или перемеженные другими действиями. Если вы учите правильную посадку у ноги по команде «рядом», не допускайте лишних движений, как своих, так и собачьих. И не подкрепляйте действия, которые вам не нужны. Иначе получится посадка у ноги вместе с гавканьем или, что хуже, полное непонимание собакой — чего вы от нее хотите. А когда собака не понимает, чего от нее хотят — она, как и человек, начинает испытывать крайнее отвращение при одном только намеке о занятиях. Сначала крепко подумайте, что вы будете делать, если собака заупрямится, неправильно сядет, подойдет к другой вашей ноге, начнет прыгать за кусочком или трепать поводок.

4. Еще раз — собака мыслит логически. И ей абсолютно незачем садиться именно у вашей левой ноги и ходить с ней рядом. Ей вообще непонятно — зачем вы ее этому учите. Поэтому, когда вы учите команду, вы объясняете собаке не только и не столько итоговый результат, сколько последовательность и быстроту ее действий по вашей команде. Если вы ждете, когда собака меееедленно подойдет к вашей ноге и меееедленно сядет — вы объясняете ей, что вас вполне устраивает такое выполнение команды.

5. Собаке не нужны ваши команды. Да, она может хотеть получить кусочек или игрушку. Но вам же нужно не покрасоваться на площадке или перед соседями, вам надо, чтобы в экстремальной ситуации, когда собаке меньше всего на свете хочется вас слушать — она таки послушалась. Вам надо, чтобы ваша собака не доставляла никому беспокойства и не ставила под угрозу собственную жизнь и здоровье. Собаке этого не понять. Бесполезно орать на нее, бить и возмущаться, что она вас не слушает. Орать нужно на себя самого. Потому как это садизм — требовать от друга того, что ты сам же ему не объяснил или объяснил неправильно.

6. Собака запоминает последовательность ваших действий. Если вы каждый раз на команде сидеть нажимаете на попу собаке — она будет ждать этого нажатия, чтобы сесть. Не потому что она дура, а потому что вы ей так объяснили! Вы же не объяснили ей, что она должна сесть сама. Тоже самое касается рывочков поводком на команде рядом. Если эти рывки только корректируют движение собаки — она будет их ждать, чтобы изменить направление, темп или плотнее прижаться к ноге. Потому что вы ей так объяснили.

7. Если ваша собака дерется, ест говяшки, валяется в тухлятине, лает на детей и так далее, а вы пытаетесь ее успокоить ласковым голосом — вы ее поощряете. Если вы пытаетесь ее удержать на поводке — вы ее заводите еще больше. Если вы орете на нее, валите на землю и нависаете сверху — вы доказываете свое превосходство. Ну, так она это самое превосходство и не оспаривает! Она не против того, что вы главный — но какое это имеет отношение к тому, что она только что пыталась подраться с чужой собакой? Если вы молча встряхиваете собаку за ошейник, когда она лает на кого-то — вы объясняете, что надо заткнуться. Но вы не объясняете, что не надо лаять на людей вообще никогда.

8. Когда вы наказываете собаку за что-то — часто ли вы хвалите ее за нужное поведение? Вот собака зарычала на ребенка, вы на нее рявкнули и «дали по ушам», собака замолчала и прижалась к вашей ноге. А что делаете вы? Зачем вы продолжаете нависать над собакой с угрожающим видом и смотреть на нее глазами убийцы? Она же молчит, она же сделала то, что вам нужно! Почему вы не хвалите ее сразу же, как она замолчала, объясняя, что вот теперь вам нравится ее поведение? Тоже самое — ваша собака увидела другую собаку, она еще не залаяла, не бросилась. А вы, вместо того, чтобы радостно ее хвалить — стоите и смотрите то на нее, то на объект ее внимания, показывая взглядом своей собаке, что та собака вам не нравится. Иначе, какого ж фига вы на нее так уставились? А потом, когда ваша собака сказала свое «гав» — вы ее ругаете… За что?

9. Доверие собаки к хозяину строится на понимании и доверии. Можно ли доверять человеку, который пять раз ничего не сказал, когда вы взяли его кружку для чая, а на шестой раз устроил истерику? Так же и собака — как она может доверять вам, если вы то разрешаете на себя прыгать, а то внезапно устраиваете скандал с воплями и погоней за собакой? Она то откуда знает, что порвала вам новые колготки или наступила когтями на босую ногу? А с командами? То «рядом» у нас чисто абстрактное, где-то тут у ноги, то мы метелим собаку, тащим ее на поводке у ноги, ругаемся на нее. А ей какая разница, что у нас в другой руке тяжелая сумка, а впереди оживленный проспект? Будьте последовательными! Не обижайте ваших собак.

10. Ну и самое сложное для вас и самое простое для вашей собаки. Команда — это набор определенных действий, выполненных с определенной скоростью в обязательном порядке. Если на команде «рядом» собаке позволяется идти и за вами, и впереди вас, ина расстоянии полуметра, и прямо рядом с ногой — как она поймет, чего вы от нее хотите? Это тоже самое, если на команду «лежать» собаке будет разрешено и сидеть, истоять, и бежать. То есть, если у команды нет четких границ и четкого, всегда одинакового итога — то команды нет и не будет.
И это касается не только обучения новой команде, но и повторения уже давно выученных. Когда собака внезапно начинает не плюхать жопу на траву по команде «сидеть», а медленно переступать лапами — что вы делаете? Правильно, вы даете вторую команду и ждете выполнения. И объясняете этим собаке — правила изменились. Теперь не надо сразу садиться. И не удивляйтесь потом, что команда сидеть буквально через неделю-две станет для вашей собаки необязательной. Сами же объяснили! Или вы думаете, что единожды выученную команду собака будет выполнять до конца жизни, как робот — сразу и единообразно? И не надейтесь. Ваша собака еще много раз проверит случайно или намерянно — а нельзя ли изменить правила. И все зависит от вас — профукаете ли вы этот момент и пойдете у собаке на поводу, или сразу скорректируете команду, объясняя собаке, что правила не изменились.

Это еще далеко не все, что я могла бы вам рассказать. Можно долго говорить про управление личным пространством во время дрессировки, про собачий язык, про мотивацию и доминанты поведения… Но боюсь, вы и так уже запутались.

Хотя честно — ничего сложного в этом нет. Просто запомните — собака это думающее, самостоятельное, взрослое существо другого вида. И она заслуживает честного и уважительного отношения к своим особенностям. Даже — и тем более! — во время дрессировки.

Если вы хотите построить отношения со своей собакой (в особенности если ваша собака — шиба-ину), вам стоит всерьез задуматься о выборе стратегии общения со своим питомцем.

В этой статье я опишу простой и эффективный способ контролировать поведение собаки через управление самыми ценными собачьими ресурсами: едой, играми и игрушками, общением, прогулками и свободой.

Всё очень просто. Сначала мы должны попросить собаку сделать что-то, и после выполнения этого дать ей что-то взамен.

Казалось бы, это очень разумно, однако не все хозяева собак руководствуются этим принципом. Важно уяснить для себя: собаке должно быть приятно и интересно делать то, что вы от неё хотите.

Стратегия «ничто не дается просто так» подразумевает несколько простых принципов :

  1. Люди — источники еды, игрушек и игр, прогулок и многих других вещей.
  2. Собака делает то, что нам надо с удовольствием, потому что взамен получает то, что надо ей . Она не практикует плохое поведение, потому что взамен не получает ничего и даже лишается нашего внимания.
  3. Не давайте собаке всё просто так. Пусть она заслужит это выполнением команды или хорошим поведением.

Эти правила могут показаться жёсткими, но на самом деле именно они устанавливают тесную связь между собакой и человеком. Вам почти не придётся наказывать свою собаку, потому что она будет знать, что слушаться вас выгодно.

Как показать собаке, что ты главный: простые но верные действия

Каких только советов не дают «бывалые» на тему: как показать собаке, что ты главный. Можно наткнуться на тирады, о том, что животных нужно бить (иначе не поймут), не кормить (чтобы лучше запомнилось), запирать (чтобы лучше доходило), кусать за ухо, трусить за шкирку…и все эти советы, мягко говоря, не корректны! Любая собака, кроме некоторых специфических пород, счастлива только когда ведома. Установить гармоничные отношения и правильную иерархию без применения насилия можно и не так уж сложно.

Почему важна правильная иерархия?

Собаки живут по определённым природным законам и для них естественно подчиняться иерархии стаи. Для младшего члена стаи естественно следовать за своим вожаком и подчиняться ему в ключевых вопросах. Для домашней собаки вожаком стаи должен быть владелец, поскольку процесс дрессировки и воспитания связан с непосредственным воздействием на процесс принятия решений четвероногим.

Большинство собак переживают так называемый подростковый бунт в процессе полового созревания. В этот момент питомец, особенно если вы являетесь владельцем кобеля, пытается занять лидерскую позицию стаи. Ваша задача, как вожака выполнять четкую руководящую роль и не отклоняться от неё. Даже самый сложный характер собаки можно корректировать путём позитивного и мотивационного воздействия.

Быть лидером в стае не означает быть задирой, хулиганом или агрессором. Лидерство – это тяжелая роль, подразумевающая ненавязчивое доминирование, полное спокойствие и быстрое решение всех проблем стаи. Вожак без каких-либо сомнений рискнет своей жизнью для защиты членов стаи, в свою очередь, стая сделает всё чтобы поддержать своего лидера.

Многие владельцы не осознают тот факт, что в дикой природе собакам ничего не достается просто так. Чтобы заслужить еду, комфорт, хорошее отношение и другие блага, собака должна работать. Под работой подразумевается беспрекословное подчинение владельцу и его приказу. Почти все владельцы нарушают это правило в период, пока их питомец является щенком. Согласитесь, тяжело удержаться от того, чтобы взять малыша на руки, погладить его или даже взять собственную постель. Однако отношения в стае выстраиваются немного иначе. Если следовать законам иерархии, вы не должны обращать внимания на щенка, пока он этого не попросит.

Следующий важный момент, который помогает владельцу занять позицию лидера это процесс поглощения пищи. Запомните, вожак стаи всегда ест первым, а члены стаи не смеют на него даже смотреть. Только когда вожак насытился и ушел с места принятия пищи, младшие члены стаи могут подойти к добыче и довольствоваться тем что осталось. Строго пресекайте любые формы пищевой агрессии у щенка, даже если они проявляются в игровой форме. Если вы не можете питаться с собакой и по очереди по причине недостатка времени, например, перед работой, кормите щенка в другом помещении.

Многие владельцы отучают питомцев от присутствия в зоне приема пищи с самого детства и это единственное правильное решение. Если вы разрешаете питомцу наблюдать за тем, как вы едите, вы не только теряете лидерские позиции, но и провоцируете щенка к попрошайничеству.

Последний пункт, касающиеся установления иерархии стаи в раннем возрасте – это распоряжение ресурсами. Единственный интересный для щенка ресурс, кроме еды, это игрушки. Следите чтобы у щенка не было слишком много игрушек, достаточно 2–3 штуки, которые периодически заменяются. Вы, как вожак стаи, имеете право в любой момент взять игрушку себе, при условии возврата. Питомец не должен проявлять жадности или агрессии, если вы берете игрушку у него с подстилки. Естественно, к этому аспекту не нужно относить игровые моменты, когда вы с питомцем сражаетесь за «трофей» в виде игрушки.

Дикие собаки, живущие в стае, тоже играют. Вожак может не сильно потрепать молодых членов стаи, если они становятся слишком навязчивыми. Однако заигрывание служит одним из способов выражения уважения к лидеру со стороны ее членов.

Перед тем как купить щенка или взять его из приюта, заранее обговорите и с семьёй необходимость игр с питомцем. Важно чтобы в щенячьем возрасте малыш получал одинаковое количество внимания от всех членов семьи. Не менее важно, чтобы воспитанием щенка занимался только один человек. Если все члены семьи будут пытаться руководить щенком, питомец окажется в незавидном положении, поскольку он не сможет четко определить вожака стаи.

Читать еще:  Чем лечить белые глисты у собак: таблица препаратов, дозировка, профилактика

Подростковый бунт и доминантные собаки

Существует несколько методик, которые помогут вам укрепиться в позиции вожака стаи. Этим методикам не нужно уделять много времени, но все мероприятия необходимо повторять регулярно. Один из самых распространённых приёмов – это приказ уйти с дороги. Ситуация примерно такая: вы идете по коридору и на вашем пути лежит собака. Вам нужно остановиться и голосом подать команду «место». Естественно, к таким крайностям не нужно прибегать, если щенок крепко спит. Это упражнение очень полезно для подростков, которые переживают период полового созревания.

Запомните, вожак стаи никогда не обходит своих соплеменников, он идёт прямо, а подчиненные уступают дорогу.

Следующий метод может показаться спорным, но лидерская роль не может сочетаться с побратимством. Бесспорно, вы должны быть для собаки другом, защитником и даже, в некотором роде, родителем. Однако нужно уметь четко различать в каких ситуациях вы должны выступать в роли лидера, а в каких допустимо проявить дружеское отношение. Во время дрессировки щенка-подростка необходимо делать перерывы на игры. Именно во время этого перерыва вы как бы «выключаете» роль вожака стаи и становитесь другом для собаки.

Момент, с которым сталкиваются большинство владельцев собак – это натянутый поводок во время прогулки. Желание идти перед владельцем, натягивать поводок и даже тащить владельца за собой, это ничто иное как демонстрация своей доминантности. Вы можете упустить этот момент по незнанию, но очень важен для установления правильной иерархии гармоничных отношений с питомцем.

Если вы заметили, что ваша собака часто тянет поводок, стоит начать корректировку поведения с легких одергиваний. Если щенок натянул поводок только потому, что чем-то сильно заинтересовался, лёгкого отдергивания вполне достаточно. Если же собака показывает свое превосходство, дерганье поводка и даже строгий ошейник не помогут.

Единственная методика, позволяющая быстро устранить желание тянуть поводок, это резкая смена направления движения. Собака потянула поводок, развернитесь и идите в другую сторону. Инстинктивно питомец последует за вами и окажется сзади. Во время этого упражнения полезно совершать зигзагообразное движение или двигаться по непредсказуемому маршруту. Чем больше усилий питомец предложит для того чтобы следовать за вами, тем более эффективным считается упражнение.

Хорошая методика, которую многие игнорируют, это «тотальный контроль» над дверями и движением через них. Отрабатывать этот метод можно на двери кухни. Вам нужно добиться от питомца понимания того, что он может зайти на кухню только с вашего разрешения. Когда это понимание будет достигнуто, при желании войти на кухню, питомец будет садиться возле двери и внимательно смотреть на вас, ожидая команды.

Во время прогулки питомцы любят порезвиться без поводка, но это право нужно заслужить. Дождитесь пока подопечный сходит в туалет и отпускайте его с поводка только после выполнения нескольких простых команд. Вовремя прогулки и игр, постарайтесь несколько раз прерывать собаку и отработать любую команду. Эти действия связаны не с дрессировкой, как напоминанием питомцу о том, кто руководит процессом.

Ещё один явный признак доминирования собаки над владельцем, это попытки ставить лапы на ваш корпус. Некоторые питомцы прыгают на владельца от переизбытка эмоций и с этим стоит смириться. Однако если собака взяла на привычку прыгать на вас или других людей на прогулке, можете быть уверены, что она показывает вам свой лидерский настрой.

С точки зрения собаки позицию над оппонентом может занимать только вожак стаи. Постарайтесь избегать моментов, когда собака залезает на вас сверху даже во время игры. Это не касается тех моментов, когда питомец кладет на вас морду с целью получить дополнительное внимание и ласку.

В установлении лидерских отношений основную роль играет инициатива, которую всегда должен проявлять владелец. Запомните, вы должны становиться инициатором прогулок, развлечений, тренировок и любых других активностей в жизни собаки. Однако свободное время, которое питомец проводит как ему заблагорассудится, неприкасаемо для вас. Вспоминаем правило о том, что собака не нуждается во внимании, если она о нём не просит.

Ошибочно полагать, что лидерская позиция устанавливается один раз. В любой момент жизни питомец может почувствовать слабость и занять альфа-позицию, что чревато плохим поведением и непредсказуемыми поступками. Взрослая собака, чувствующая себя лидером в стае, может позволить себе кусать владельца и членов семьи, конкурировать за еду, не подчиняться на прогулках.

Независимо от того насколько большим вырастет ваш щенок, важно чтобы он считал вас лидером, поскольку это вопрос его собственной безопасности.

Подтверждение вашего лидерского ранга, это не временная мера, а часть поведенческих привычек. Даже если вы уверены в подконтрольности питомца, старайтесь не давать слабину даже в неожиданных ситуациях. Помните, вожак стаи всегда спокоен, даже если ему предстоит сражение за территорию. Вожаком стаи не может быть истерическая натура, которая срывается на крик или склонна к обидам. Лидер стаи не обижается, он делает выводы, а из этих выводов формируется жизненный опыт. Если вы не способны на хладнокровие в критических ситуациях, не уверены что справитесь с собакой самостоятельно, лучше обратиться к профессиональному кинологу, который научит вас правильной «модели» поведения с питомцем.

Объяснить щенку что нельзя. Как показать собаке, что ты главный: прививаем правила и навыки. Прививаем собаке правильные навыки

Меня многие спрашивают, как объяснить собаке ту или иную команду. Как доказать ей, что она должна не только слушаться, но и выполнять именно то, о чем ее просит хозяин. Или приказывает, когда как. А я, обычно, ничем не могу людям помочь, потому что не видела и не знаю их конкретную собаку, не могу подсказать, какой из многочисленных способов подойдет именно ей. И не могу отвечать за хозяев, что они все сделают правильно.

Но все-таки, мне есть, что сказать на эту тему.
Каждое занятие, когда я даю новые команды, не меньше часа я трачу на теорию. Я не знаю, дают ли эту теорию мои многочисленные коллеги по кинологии, но судя по отзывам людей — нет, не дают. А ведь если хозяева действительно любят своих собак. они готовы не только слушать и мотать на ус, они готовы думать!
Запомните первое правило дрессировки — думайте! Прежде чем отдать собаке команду, прежде чем сделать новый жест, прежде чем дергать поводок или доставать кусочек/игрушку. Подумайте — ЧЕГО ИМЕННО вы хотите от своей собаки. И как вы будете этого добиваться.

А вот теперь я объясню вас, зачем все так сложно.
Ко мне на занятия приходит масса людей, которые уже отходили курс дрессировки, многие получили дипломы с 1-2 степенями по ОКД. Казалось бы — зачем? Нравится потусоваться среди собачников и собак? Нравится процесс? Нет, они приходят за ответами — как сделать так, чтобы собака ходила рядом не только на площадке, как заставить собаку ложиться даже в дождь и мокрую траву, как запретить агрессию к другим собакам или к людям, как, в конце-то концов, сделать команды ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ и единообразными?
Каждый раз я прошу показать мне, в чем проблема. И как ее корректируют. И вижу одно и то же — собака НЕ ПОНИМАЕТ, чего от нее хочет хозяин. Но при этом, думает, что понимает, и делает так, как понимает. А хозяин просто не знает, что объясняет собаке совсем не то, что он от нее хочет. В этом кроется основная масса проблем.

Начнем с того, как собака воспринимает мир. И не спрашивайте — это-то здесь при чем. А вот при том. Вы живете, общаетесь и пытаетесь взаимодействовать с существом совсем другого вида. У этого существа свое понимание, свое видение, своя логика. Не зря собак сравнивают с детьми — у собак тоже развита только линейная логика. Они так же не знают про будущее и не живут прошлым. У них ей только здесь и сейчас, следующее действие вытекает из предыдущего, а думают они не словами и образами, а эмоциями.
С другой стороны — собака не ребенок. Она растет, учится и развивается во взрослую личность, и относиться к этой личности, как к маленькому неразумному ребенку, нельзя, если вы все-таки любите свою собаку. Если к взрослому человеку относятся, как к ребенку — это значит, что он неполноценен, не способен принимать самостоятельные решения и отвечать за последствия, не может себя защитить и не может стать равным для остальных. Собака же вырастает полноценной, самостоятельной, способной защитить себя личностью. Просто иного вида. И она не способна понять нас, людей, когда мы общаемся с ней, как с другим человеком.

Что я обычно объясняю хозяевам непослушных собак?
1. Собака воспринимает команду, как сигнал к действию. Если после первого же сигнала ничего не следует — она будет ждать второго/третьего/десятого сигнала. Если вы привыкли говорить «сидеть-сидеть-сидеть», прежде чем настоять на своем — с чего вы взяли, что собака послушается однократной команды? Для нее давно уже сигналом к посадке стало ваше «сидеть-сидеть-сидеть».
Запомните — когда вы обучаете собаку команде, когда вы шлифуете выполнение команды — вы ОБЪЯСНЯЕТЕ собаке правила выполнения конкретного действия по конкретному сигналу. И если вы хотите, чтобы собака выполняла команду после первой команды, покажите ей это. Дали команду — показали, что собака должна после нее сделать.

2. Собака гораздо проще воспринимает движения и жесты, чем слова, потому что собаки общаются между собой в основном языком тела. Поэтому когда вы сначала нагибаетесь, потом говорите команду «лежать», и собака ложится — вы объясняете собаке, что ложиться она должна на сочетание вашего поклона и слова «лежать». И попробуйте потом выпрямиться и сказать «лежать». Большинство собак посмотрят на вас с большим непониманием. И ничего не сделают.
Поэтому, чтобы научить собаку слушать вашего голоса — никогда и никак не показывайте собаке, что сейчас будет дана команда. А иначе — сами виноваты. То же самое касается похлопывания по ноге на команде «рядом», указания пальцем на выдержке, занесение руки вверх на команде «сидеть» и так далее.

3. Собака мыслит логически. Логика у нее линейная, она крайне редко может совместить в единое два действия, отстающие друг от друга по времени или перемеженные другими действиями. Если вы учите правильную посадку у ноги по команде «рядом», не допускайте лишних движений, как своих, так и собачьих. И не подкрепляйте действия, которые вам не нужны. Иначе получится посадка у ноги вместе с гавканьем или, что хуже, полное непонимание собакой — чего вы от нее хотите. А когда собака не понимает, чего от нее хотят — она, как и человек, начинает испытывать крайнее отвращение при одном только намеке о занятиях. Сначала крепко подумайте, что вы будете делать, если собака заупрямится, неправильно сядет, подойдет к другой вашей ноге, начнет прыгать за кусочком или трепать поводок.

4. Еще раз — собака мыслит логически. И ей абсолютно незачем садиться именно у вашей левой ноги и ходить с ней рядом. Ей вообще непонятно — зачем вы ее этому учите. Поэтому, когда вы учите команду, вы объясняете собаке не только и не столько итоговый результат, сколько последовательность и быстроту ее действий по вашей команде. Если вы ждете, когда собака меееедленно подойдет к вашей ноге и меееедленно сядет — вы объясняете ей, что вас вполне устраивает такое выполнение команды.

5. Собаке не нужны ваши команды. Да, она может хотеть получить кусочек или игрушку. Но вам же нужно не покрасоваться на площадке или перед соседями, вам надо, чтобы в экстремальной ситуации, когда собаке меньше всего на свете хочется вас слушать — она таки послушалась. Вам надо, чтобы ваша собака не доставляла никому беспокойства и не ставила под угрозу собственную жизнь и здоровье. Собаке этого не понять. Бесполезно орать на нее, бить и возмущаться, что она вас не слушает. Орать нужно на себя самого. Потому как это садизм — требовать от друга того, что ты сам же ему не объяснил или объяснил неправильно.

6. Собака запоминает последовательность ваших действий. Если вы каждый раз на команде сидеть нажимаете на попу собаке — она будет ждать этого нажатия, чтобы сесть. Не потому что она дура, а потому что вы ей так объяснили! Вы же не объяснили ей, что она должна сесть сама. Тоже самое касается рывочков поводком на команде рядом. Если эти рывки только корректируют движение собаки — она будет их ждать, чтобы изменить направление, темп или плотнее прижаться к ноге. Потому что вы ей так объяснили.

7. Если ваша собака дерется, ест говяшки, валяется в тухлятине, лает на детей и так далее, а вы пытаетесь ее успокоить ласковым голосом — вы ее поощряете. Если вы пытаетесь ее удержать на поводке — вы ее заводите еще больше. Если вы орете на нее, валите на землю и нависаете сверху — вы доказываете свое превосходство. Ну, так она это самое превосходство и не оспаривает! Она не против того, что вы главный — но какое это имеет отношение к тому, что она только что пыталась подраться с чужой собакой? Если вы молча встряхиваете собаку за ошейник, когда она лает на кого-то — вы объясняете, что надо заткнуться. Но вы не объясняете, что не надо лаять на людей вообще никогда.

Читать еще:  Празицид суспензия для собак

8. Когда вы наказываете собаку за что-то — часто ли вы хвалите ее за нужное поведение? Вот собака зарычала на ребенка, вы на нее рявкнули и «дали по ушам», собака замолчала и прижалась к вашей ноге. А что делаете вы? Зачем вы продолжаете нависать над собакой с угрожающим видом и смотреть на нее глазами убийцы? Она же молчит, она же сделала то, что вам нужно! Почему вы не хвалите ее сразу же, как она замолчала, объясняя, что вот теперь вам нравится ее поведение? Тоже самое — ваша собака увидела другую собаку, она еще не залаяла, не бросилась. А вы, вместо того, чтобы радостно ее хвалить — стоите и смотрите то на нее, то на объект ее внимания, показывая взглядом своей собаке, что та собака вам не нравится. Иначе, какого ж фига вы на нее так уставились? А потом, когда ваша собака сказала свое «гав» — вы ее ругаете… За что?

9. Доверие собаки к хозяину строится на понимании и доверии. Можно ли доверять человеку, который пять раз ничего не сказал, когда вы взяли его кружку для чая, а на шестой раз устроил истерику? Так же и собака — как она может доверять вам, если вы то разрешаете на себя прыгать, а то внезапно устраиваете скандал с воплями и погоней за собакой? Она то откуда знает, что порвала вам новые колготки или наступила когтями на босую ногу? А с командами? То «рядом» у нас чисто абстрактное, где-то тут у ноги, то мы метелим собаку, тащим ее на поводке у ноги, ругаемся на нее. А ей какая разница, что у нас в другой руке тяжелая сумка, а впереди оживленный проспект? Будьте последовательными! Не обижайте ваших собак.

10. Ну и самое сложное для вас и самое простое для вашей собаки. Команда — это набор определенных действий, выполненных с определенной скоростью в обязательном порядке. Если на команде «рядом» собаке позволяется идти и за вами, и впереди вас, ина расстоянии полуметра, и прямо рядом с ногой — как она поймет, чего вы от нее хотите? Это тоже самое, если на команду «лежать» собаке будет разрешено и сидеть, истоять, и бежать. То есть, если у команды нет четких границ и четкого, всегда одинакового итога — то команды нет и не будет.
И это касается не только обучения новой команде, но и повторения уже давно выученных. Когда собака внезапно начинает не плюхать жопу на траву по команде «сидеть», а медленно переступать лапами — что вы делаете? Правильно, вы даете вторую команду и ждете выполнения. И объясняете этим собаке — правила изменились. Теперь не надо сразу садиться. И не удивляйтесь потом, что команда сидеть буквально через неделю-две станет для вашей собаки необязательной. Сами же объяснили! Или вы думаете, что единожды выученную команду собака будет выполнять до конца жизни, как робот — сразу и единообразно? И не надейтесь. Ваша собака еще много раз проверит случайно или намерянно — а нельзя ли изменить правила. И все зависит от вас — профукаете ли вы этот момент и пойдете у собаке на поводу, или сразу скорректируете команду, объясняя собаке, что правила не изменились.

Это еще далеко не все, что я могла бы вам рассказать. Можно долго говорить про управление личным пространством во время дрессировки, про собачий язык, про мотивацию и доминанты поведения… Но боюсь, вы и так уже запутались.

Хотя честно — ничего сложного в этом нет. Просто запомните — собака это думающее, самостоятельное, взрослое существо другого вида. И она заслуживает честного и уважительного отношения к своим особенностям. Даже — и тем более! — во время дрессировки.

Если вы хотите построить отношения со своей собакой (в особенности если ваша собака — шиба-ину), вам стоит всерьез задуматься о выборе стратегии общения со своим питомцем.

В этой статье я опишу простой и эффективный способ контролировать поведение собаки через управление самыми ценными собачьими ресурсами: едой, играми и игрушками, общением, прогулками и свободой.

Всё очень просто. Сначала мы должны попросить собаку сделать что-то, и после выполнения этого дать ей что-то взамен.

Казалось бы, это очень разумно, однако не все хозяева собак руководствуются этим принципом. Важно уяснить для себя: собаке должно быть приятно и интересно делать то, что вы от неё хотите.

Стратегия «ничто не дается просто так» подразумевает несколько простых принципов :

  1. Люди — источники еды, игрушек и игр, прогулок и многих других вещей.
  2. Собака делает то, что нам надо с удовольствием, потому что взамен получает то, что надо ей . Она не практикует плохое поведение, потому что взамен не получает ничего и даже лишается нашего внимания.
  3. Не давайте собаке всё просто так. Пусть она заслужит это выполнением команды или хорошим поведением.

Эти правила могут показаться жёсткими, но на самом деле именно они устанавливают тесную связь между собакой и человеком. Вам почти не придётся наказывать свою собаку, потому что она будет знать, что слушаться вас выгодно.

Как показать собаке, что ты главный: прививаем правила и навыки

Интересные статьи, про животных

Навыки и правила их выработки у собак, служебное собаководство



г. Саратов

Навыки — это действия собаки, которые в результате длительного повторения в ответ на действия раздражителя стали проявляться как бы автоматически.

Навыки животных неосознанны. Они вырабатываются в ходе приспособления к окружающим условиям и целенаправленной дрессировки. Обычно навык — это последовательное проявление собакой нескольких положительных и тормозных условных рефлексов.

Например, навык на команду «Ко мне» состоит из нескольких условных рефлексов, находящихся между собой в определенном сочетании. Во-первых, проявляется рефлекс движения собаки к дрессировщику, во-вторых, собака садится около дрессировщика, и, в-третьих, проявляется тормозной рефлекс, обеспечивающий выдержку собаки в занятом положении.

Процесс выработки навыка у собак можно условно разделить на три стадии (рис. 55).

Рис. 55. Схема выработки навыков при дрессировке собаки

1-я стадия. Дрессировщик подбирает условия без сильных посторонних раздражителей и начинает выработку первоначального условного рефлекса, входящего в состав навыка. Например, навык подносить предметы начинают с выработки у собаки по команде «Апорт» хватки за предмет, находящийся в руках дрессировщика.

2-я стадия. Совершенствуя первоначальный условный рефлекс, начинают последовательную выработку новых рефлексов, входящих в состав данного навыка. Например, хватательный рефлекс за предмет по команде «Апорт» дополняется выработкой новых рефлексов: сначала собаку приучают брать предмет, брошенный вблизи, затем отыскивать предмет, заброшенный далеко, приучают брать его зубами и подносить дрессировщику. Таким образом вырабатывается навык в целом.

3-я стадия. Продолжается усвоение выработанного во 2-й стадии навыка до автоматического его выполнения по команде дрессировщика в разнообразных условиях и при наличии отвлекающих раздражителей.

Как уже говорилось, выработанный навык состоит из последовательно проявляющихся нескольких условных рефлексов. Такое явление обычно называют динамическим стереотипом, так как на основе одного навыка вырабатывают следующий и т. д. Более простые навыки входят, как правило, в состав более сложных. Чем прочнее выработаны определенные стереотипные движения (навыки) в процессе дрессировки, тем безотказнее работа собаки при ее служебном использовании.

При дрессировке собак необходимо соблюдать следующие правила: Рис. 55. Схема выработки навыков при дрессировке собаки

1. Наличие двух раздражителей: один должен быть условный (например, команда), второй — безусловный (рывок поводком, пища)

2. Выработка условного рефлекса должна основываться на базе обязательного сильного безусловного рефлекса. Только в этом случае условный рефлекс выработается достаточно стойкий и в более короткое время. Поэтому если условный рефлекс вырабатывается на базе безусловного пищевого, то собаку перед работой рекомендуется не кормить.

3. Сила возбуждения собаки на безусловный раздражитель должна быть большей, чем на условный сигнал, хотя четкость и приказная интонация команды тоже обязательны. Так, например, нажим рукой на собаку должен быть достаточной силы, четким, кратковременным. Бели команду «Сидеть» подавать даже очень громко, но на поясницу не нажимать, а лишь прикасаться к ней, то есть оказывать слабое раздражение, то рефлекс не образуется. Но сила раздражителей должна соответствовать особенностям нервной системы собаки.

4. Условный и безусловный раздражители нужно правильно сочетать во времени. Безусловный раздражитель применяют через 1-2 секунды после условного. Например, подается команда «Рядом» и через 1-2 секунды делается рывок поводком.

5. Раздражители (условные и безусловные) должны применяться многократно. Повторять их действие можно примерно через 2-3 минуты. В течение дня рекомендуется до 15-40 упражнений при выработке навыков на пищевом подкреплении и до 15-20 упражнений при выработке оборонительных рефлексов. Однако когда вырабатываемый навык упрочивается, необходимо изменять режим упражнений и время между упражнениями то сокращать, то удлинять.

6. При дрессировке в первое время должны отсутствовать посторонние раздражители, так как они вызывают ориентировочный рефлекс, а значит, отвлекают собаку, мешая выработке нужного рефлекса. Однако когда условный рефлекс уже выработан, обстановку следует постепенно усложнять, чтобы собака могла работать в любых сложных условиях.
7. Команды следует подавать четко, однократно, без лишних слов и крика.

8. Дрессируемая собака должна иметь нормальную работоспособность нервной системы, то есть быть здоровой, бодрой. У вялой, больной собаки рефлексы не образуются.

9. Обращаться с собакой нужно спокойно, бережно. При грубом обращении условные рефлексы у собаки не образуются: этот процесс тормозится защитными реакциями организма.

Важную роль в выработке условных рефлексов играет подражание. Если собака наблюдает определенные действия другой хорошо обученной собаки, то выработка навыка значительно ускоряется.

Двигательные условные рефлексы вырабатываются быстрее, если нужные движения собака совершает сама и они вовремя подкрепляются дрессировщиком. Можно вызвать у собаки пассивные движения, например заставить ее сесть, нажав в области поясницы. Но рефлекс на команду «Сидеть» образуется быстрее, если создавать такие условия, чтобы собака начинала садиться сама, а дрессировщик тут же подавал команду и затем поощрял собаку лакомством. Такой метод называется методом наталкивания.

В дрессировке собак необходимо пользоваться одновременно целым комплексом факторов, сочетая их между собой по мере необходимости и возможности (подражание, игру, естественные повадки, имеющиеся навыки и непосредственное воздействие на собаку), с учетом индивидуальных особенностей поведения животного и задач дрессировки.

Всегда ли нужно применять подкрепление условного раздражителя (команда, жест) безусловным (нажатие на части тела собаки, дача лакомства и др.)?

В начальный период выработки навыка подкрепление следует применять систематически. Как только навык начинает проявляться на сигнал (команду, жест), дрессировщик изменяет порядок применения подкрепления. Считается целесообразным подкрепление применять все реже и реже, в неопределенном порядке и как бы неожиданно для собаки. Собака все время ждет подкрепления, но когда оно последует, после какого по счету упражнения, остается для нее неизвестным. Этот фактор поддерживает активность собаки в работе. В последующем, по мере еще большего упрочения навыка на сигнал дрессировщика, подкрепление применяют лишь от случая к случаю. В ходе выработки у собаки нужных навыков правильные ее действия поощряются (восклицанием «Хорошо», поглаживанием, дачей лакомства), а неправильные останавливаются и исправляются (воздействием руки, рывком поводка и др.), что также способствует лучшей выработке рефлексов.

Когда навык прочно закреплен, он проявляется автоматически на условный сигнал и без подкрепления: сытая собака будет хорошо работать по командам дрессировщика. Здесь уже ведущая роль в формировании поведения начинает принадлежать внешним факторам и возникшей потребности совершать определенные мышечные движения (динамический стереотип).

Учитывая закономерности образования навыка, не следует на одном занятии начинать выработку нескольких навыков. Целесообразно вырабатывать один навык, затем сделать перерыв в работе (7-10 минут), изменить обстановку и лишь затем переключиться на другую работу, более легкую.

Количество упражнений по выработке того или иного навыка может значительно колебаться в зависимости от ряда факторов.

1. От характера вырабатываемого навыка. Например, навыки ОКД требуют максимального количества упражнений. При выработке более сложных специальных навыков к о личе ст во упражнений уменьшается, а при таких, как развитие агрессивности (злобы), задержание убегающего человека и т. п., количество упражнений доводится до минимума: 2-3 на одном занятии. Количество таких упражнений может быть большим для менее злобных, но сильных собак.

2. От характера подкрепления условных раздражителей. При пищевом подкреплении количество упражнений увеличивается и доводится до максимума, а при подкреплении механическими (болевыми) воздействиями — уменьшается.

3. От индивидуальных особенностей поведения собаки и скорости формирования вырабатываемого навыка. Если собака заметно утомлена, занятие следует прекратить. Количество упражнений уменьшается, изменяется сила применяемых раздражителей для собак, быстро устающих. На собак более активных, возбудимых нагрузка увеличивается. Если у собаки быстро формируется навык, то продолжительность занятий и количество упражнений можно сокращать до минимума, но так, чтобы навыки на каждом занятии (уроке) упрочивались и совершенствовались.

В процессе дрессировки нужно поддерживать оптимальный режим упражнений с учетом степени активности собаки в работе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector