Образ кошки в искусстве

15 произведений искусства, которые понравятся всем любителям кошек

Мы собрали для вас 15 самых замурчательных произведений искусства, которые тронут каждого настоящего любителя кошек. На некоторых они являются главным элементом картины, на других играют второстепенную роль, но мы то с вами знаем, что коты всегда оказываются в центре внимания.

1. Луис Уэйн – Мальчишник

Louis Wain, The Bachelor’s Party, c. 1939, private collection

Луис Уэйн – один из самых популярных иллюстраторов Великобритании. Родившись в 1860 году, он стал наиболее известен благодаря своим изображениям антропоморфных котов. Как говорил английский писатель Герберт Уэллс: “Он изобрёл кошачий стиль, кошачье общество, целый кошачий мир”. Дело в том, что Уэйн был психически нездоров и, вероятно, страдал шизофренией, что и могло вызвать его одержимость кошками. Он был известен как знаток по всем вопросам, связанным с котами, и даже стал президентом британского клуба любителей кошек «National Cat Club». Он судил кошачьи выставки и участвовал в нескольких благотворительных проектах. Уэйн работал около 30 лет, иногда создавая по несколько сотен картин в год, которые и в наши дни поражают любителей котов и искусства.

2. Марк Франц – Белый кот

Franz Marc, The White Cat, 1912, Staatliche Galerie Moritzburg

Марк Франц известен картинами с разноцветными животными – лошадьми, собаками и, конечно, котами. В 1911-12 годах Марк выставлял свои работы в Мюнхене. Его картины с котами показывают животных, занимающихся привычными делами – во время сна или умывания. Для него животные были идеальным символом чистоты, истины и красоты, а также он верил в символизм цветов: синий цвет означал духовность и мужественность, желтый – женское счастье, а красный олицетворял насилие.

3. Хиросигэ II – Белый кот, играющий со шнурком

cats in art

Эта довольно необычная гравюра принадлежит кисти Хиросигэ II, который часто имитировал стиль своего учителя – Хиросигэ I. Но эта картина написана в его собственной уникальной технике. Она показывает результат пристального наблюдения художника за домашним котом, преподнесенного в смелой и минималистичной манере. Этот милый упитанный бобтейл, кусающий шнурок, кажется, готов к прыжку. Если у вас есть кошка, вы точно хорошо знаете это выражение кошачьей мордочки!

4. Сюзанна Валадон – Рамину

Suzanne Valadon, Raminou, 1920, private collection

Сюзанна Валадон – французская художница и натурщица. В 1894 году она стала первой женщиной, принятой во французский союз художников. Валадон рисовала натюрморты, портреты, цветы и пейзажи, запоминающиеся силой композиции и энергичными цветами. Но наиболее известной она была за откровенные изображения обнаженных женщин, нарисованных с женской точки зрения. Также Сюзанна часто рисовала своих котов, особенно своего любимца Рамину.

5. Марк Шагал – Поэт

cats in art

Русский и французский художник еврейского происхождения, Марк Шагал, застал “золотой век” модернизма в Париже, где экспериментировал с сочетанием художественных форм кубизма, символизма, фовизма и сюрреализма. Всю жизнь он использовал в своих работах характерные мотивы: сельские сцены, крестьянскую жизнь, маленький мир еврейской деревни в мечтательных, нереалистичных пейзажах. Коты часто помогали подчеркнуть фантастический характер картин Шагала и зачастую играли в них главную роль. Как правило, они были спутниками изображенных персонажей – поэтов и музыкантов, как и на этой работе.

6. Пабло Пикассо – Кошка, поймавшая птицу

Pablo Picasso, Cat Catching a Bird, 1939, Musée Picasso, Paris, France

Картина Пикассо «Кошка, поймавшая птицу» была написана в нескольких вариантах в год начала Второй мировой войны. Пикассо вспоминает: «Эта тема не давала мне покоя, я не знаю почему». Птица отчаянно пытается освободиться из хватки своего мучителя. Нейтральность фона еще больше нагнетает атмосферу картины, повседневной сцены, раздутой до апокалиптических размеров. Кошка как можно дольше откладывает убийство птицы – чем дольше она это делает, тем больше ощущает свою абсолютную власть над жертвой. Пикассо говорил: «Я не писал войну, потому что я не отношусь к тому типу художников, которые рисуют то, что видят, как фотографы. Но, несомненно, война присутствует на картинах, которые я писал в то время. Позднее историки, возможно, расскажут о том, как мои работы изменились под влиянием войны».

7. Минь Чжэнь – Черный кот

Min Zhen, The Black Cat, 18th century, Princeton University Art Museum

После жестокого кота Пикассо, самое время перейти к чему-то повеселее! Минь Чжэнь – китайский художник и мастер по вырезанию печатей, родившийся в городе Наньчан Цзянси, практически всю жизнь провел в провинции Хубэй. Больше всего он известен своими изображениями человеческих фигур, иногда выполненных в технике рисования пальцами. Минь Чжэнь осиротел в раннем возрасте и по некоторым версиям считается членом художественной группы Восемь чудаков из Янчжоу. Это объединение, работавшее в XVIII веке, было известно в династии Цин тем, что оно отвергало традиционные идеи в живописи в пользу стиля, где приоритетом считались выразительность и индивидуальность.

Довольно сложно найти какую-то информацию об этом великолепном толстом коте. Но, вероятно, комментарии тут излишни – он просто съел всю кошачью еду в мире и невероятно доволен собой!

8. Генриетта Роннер-Книп – Игра котёнка

Henriëtte Ronner-Knip, The cat at play, c. 1860 – c. 1878, Rijksmuseum

Генриетта Роннер-Книп родилась в Амстердаме в семье художников. Она хорошо известна своими картинами домашних животных, в первую очередь котов. Изображения животных были очень популярны в Викторианскую эпоху среди буржуазии, и ее многочисленные картины проказничающих кошек в домашней атмосфере принимались публикой крайне хорошо. Картины Генриетты редко содержали какие-то метафорические аллюзии и в основном были сосредоточены непосредственно на самих кошках. Она с увлеченностью и искренностью изучала повадки своих питомцев, построив даже специальную студию со стеклянным фасадом, где ее кошки могли спокойно бегать, спать и попадать в разные неприятности, в которых могут оказаться только кошки.

9. Барт ван дер Лек – Кошка

Bart van der Leck, The Cat, 1914, Kröller-Müller Museum, Otterlo

Барт ван дер Лек наиболее известен, как один из основателей движения «Стиль». В 1916 году он, как и Пит Мондриан, склоняется к радикальной абстракции, используя в своих работах основные цвета – красный, желтый и синий. Этому выбору предшествовал долгий поиск нового визуального средства выражения. Во время его визита в Париж, он был впечатлен классическим искусством Древнего Египта в Лувре. Вдохновленный увиденным, он разработал стиль, основанный на крайнем упрощении форм и использовании сдержанных цветов. Так, на картине «Кошка» он изобразил животное, используя только черный, белый, красный и оранжевый цвет.

10. Пьер Огюст Ренуар – Жюли Мане (Девочка с кошкой)

Pierre-Auguste Renoir, Julie Manet also known as Child with Cat, 1887, Musée d’Orsay, Paris

Берта Моризо и Евгений Мане, брат известного художника, были знакомы с Ренуаром долгие годы. Восхищение Эдуарда Мане талантом Ренуара убедило пару заказать в 1887 году портрет их дочери Жюли. Кошка – только дополнение этой картины, но какое же хорошенькое! Не говоря уже о том, что она выглядит куда счастливее, чем Жюли. Возможно девочке картины Ренуара не очень нравились.

11. Маргерит Жерар – Обед кошки

Marguerite Gérard, The Cat’s Lunch or Young Girl Giving Milk to Her Cat, Late 18th century – early 19th century, Villa Musée Fragonard

Маргерит Жерар – французская художница, ученица Жана-Оноре Фрагонара, мужа ее сестры. Вероятно, именно он предложил Маргерит добавить кошку в эту композицию – он часто делал так в своих работах. Жерар уделяла особое внимание изображению уютных сцен домашней жизни. В отличие от других художниц того времени, любивших использовать отсылки к классической античности, Маргерит Жерар часто изображала костюмы и декорации не столь далекого прошлого. Многие картины Маргерит посвящены материнству, детству и семейной жизни, в которой коты, как мы видим на этой картине, также очень важны.

12. Пьер Боннар – Белый кот

Pierre Bonnard, The White Cat, 1984, Musée d’Orsay, Paris

На этой картине Боннар использовал искажение, чтобы создать забавный образ кошки, выгибающей спину. Как видно из эскизов, художник потратил уйму времени, чтобы выбрать форму и положение лап. И в смелой, асимметричной композиции, и в самом выборе объекта видно увлечение Боннара японскими гравюрами. И Хокусай и Куниёси, о которых вы также прочитаете в этой статье, любили рисовать котов. На протяжении всей своей творческой деятельности Боннар создавал бесчисленные картины, изображавшие кошек: иногда как простую деталь, видимую в большей или меньшей степени, иногда как центральный объект произведения.

13. Утагава Куниёси – Коты, представляющие 53 станции Токайдо

Utagawa Kuniyoshi, Cats Suggested as the Fifty-three Stations of the Tōkaidō, 1850, private collection

На этом триптихе японского иллюстратора Утагава Куниёси изображены целых 55 кошек. Одна выглядывает из корзины, некоторые ловят мышей, а кто-то ест рыбу. Куниёси очень любил котов, и его ученики замечали, что его студия просто переполнена котами. Одержимость кошачьими проникла и в его работы, они стали героями многих гравюр Куниеси. Иногда это были персонажи хорошо известных легенд, иногда просто красивые этюды. Часто Куниёси изображал и антропоморфных котов, как позже делал Луис Вэйн.

Эта картина – забавная пародия на работу Хиросиге “Виды 53 станций Токайдо”, самой продаваемой картины в истории Укиё-э (направлении в изобразительном искусстве Японии). Токайдо или “Восточный морской путь” состоял из 53 почтовых станций вдоль тихоокеанского побережья, на которых путешественники могли воспользоваться конюшней, едой и ночлегом. Куниёси решил показать эти станции с помощью кошачьих каламбуров. Например, сорок первая станция Токайдо называется Мия, что созвучно с японским словом Оя (親) – “родитель”. По этой причине станция изображена в виде двух котят с мамой-кошкой.

14. Теофиль-Александр Стейнлен – Черный кот

Théophile Steinlen, The Chat Noir, 1896, Van Gogh Museum, Amsterdam

“Черный кот” – знаменитое парижское кабаре на Монмартре. Оно было открыто 18 ноября 1881 года художником Родольфом Салисом и закрыто через несколько месяцев после его смерти в 1897 году. Считается, что это первое современное кабаре: ночной клуб, в котором посетители сидели за столиками и пили алкогольные напитки, развлекаясь представлением варьете на сцене.

Этот культовый плакат Теофиля Стейнлена рекламирует кабаре, которое в период своего расцвета было наполовину артистическим салоном, наполовину шумным мюзик-холлом. С 1882 по 1895 год заведение издавало еженедельный журнал с тем же названием, в котором публиковались литературные произведения, новости из кабаре и Монмартра, поэзия и политическая сатира. Сегодня репродукция этого кота продается по всему Парижу.

15. Джефф Кунс – Котенок на бельевой веревке

Théophile Steinlen, The Chat Noir, 1896, Van Gogh Museum, Amsterdam

Вы можете любить Джеффа Кунса или нет, но вы не можете равнодушно пройти мимо этого котика. Сложно понять по фотографии, но этот котенок на бельевой веревке просто гигантских размеров – 312.4 x 279.4 x 127 см. Сам Кунс говорил, что эта работа “одновременно современное распятие и просто милый маленький котенок в носке. Она также может напоминать вам утробу матери и навевать чувство защищенности”.

Кошки в живописи, часть 1

Джованни Кривелли «Кот пытающийся украсть рыбу»

Иоганн Фридрих Гроот «Кот и мёртвый заяц!

Жорж Крогер «Играющие кошки»

Маргерит Жерар «Обед кошки»

Маргерит Жерар «Дама и её кошка»

Франс Коппелаар «Кот Том»

Давид Рейкарт «Женщина с кошкой»

Жан-Батист Перронно «Портрет девочки с кошкой»

Джордж Калеб Бингэм «Охотники, спускающиеся по Миссури»

Франс Снейдерс «Этюды головы кошки»

Анри Руссо «Портрет Пьера Лоти»

Сергей Алимов «Появление» (по мотивам романа «Мастер и Маргарита»)

Андрей Егоров «Котенок в юности»

Пьер Огюст Ренуар «Портрет мадемуазель Жюли Мане с кошкой»

Теофиль-Александр Стейнлен «Ребенок в костюме Пьеро с кошкой»

Теофиль-Александр Стейнлен «Апофеоз кошек»

Над городом 2020

Автор — Марк Шагал (1887-1985).

Картина «Над городом» (1918)

Одна из самых знаменитых картин Марка Шагала. На ней художник изобразил всё, что у него было важного в жизни на тот момент — самого себя, любимую жену Беллу и Витебск. Отбросив земное притяжение, счастливые влюбленные летят над городом, обнявшись. Под ними расчерченный и опоясанный бесконечными заборами Витбеск – в этом же году Шагал в недолгий период очарования новой властью устроит на этих заборах уникальное граффити, разрисовав их к годовщине Октябрьской революции.

Читать еще:  Домик для кошки: купить или сделать самому?

Царевна-Лебедь 2020

Автор — Михаил Врубель (1856-1910).

Картина «Царевна-Лебедь» (1900)

Картина Михаила Врубеля, посвященная персонажу оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по одноимённой сказке Пушкина).

Пылающий июнь 2020

Автор — Фредерик Лейтон (1830-1896).

Картина «Пылающий июнь» 1895

Скандальная история на картине

И снова пост о живописи и о превратностях судьбы на картинах. На этот раз давайте присмотримся к творчеству художника-передвижника Адриана Волкова. Еще один талантливый, но подзабытый живописец с интересными и не банальными сюжетами. Пост является моими личными наблюдениями и не претендует на историческое исследование. Если у вас есть дополнительная информация или идеи, делитесь ими в комментариях.

«Прерванное обручение» (1860)

Эту картину довольно часто публикуют в постах на тему брачных злоключений, часто на пару с полотном Василия Пукирева «Прерванное венчание» (оно же «Двоеженец»). Похождения двоеженца разбирались кстати в одном из моих предыдущих постов. Идея похожа, но есть и свои нюансы даже в самой ситуации. Описания к этой картине обычно сводятся к тому, что легкомысленный парень решил пополнить свой бюджет выгодной женитьбой на дочке купца, но в разгар празднования помолвки пришла соблазненная им девушка с младенцем на руках. От себя хочу добавить несколько личных наблюдений.
Изначально Академией Художеств Волкову было предложено написать полотно на безобидный сюжет «сговор невесты». Но художник решил добавить перца. Академия это не оценила, а вот публика бурно обсуждала и отнеслась благосклонно, так что шалость удалась. То, что невеста — дочь богатого (и даже очень) купца, понять легко по интерьеру. Красивая комната, потолок с росписью и лепниной, большая хрустальная люстра, дорогой паркет. В большинстве домов полы были просто дощатые, паркет стоил недёшево, а такой наборный из разных пород дерева был по карману только состоятельных людям. На то, что семья купеческая, указывает и типичная одежда семьи невесты. Мужчина одет подчёркнуто просто. Но это влияние не бедности, а, скорее всего, старообрядческой среды. Среди купцов их было много, а щегольство и повышенное внимание к одежде среди них не приветствовались. Семья подчёркнуто религиозная (или пытается казаться таковой). В углу гостиной (правый верхний угол) можно рассмотреть икону с лампадой. Позади купца ещё одна икона, которой глава семейства собирался благословить пару. На помолвку он и батюшку пригласил, что не являлось непременным условием данного мероприятия. Но состоятельные купцы частенько приглашали на праздники «служителей культа» (вспомним юморную картину Неврева с протодьяконом на именинах).
Теперь давайте разберёмся, кто же жених. Купеческая среда была в этом плане весьма консервативна и патриархальна. Женихов дочерям либо выбирал сам отец, ну или как минимум все было с его одобрения. Одобрение обычно вызывали представители других уважаемых купеческий семейств. Но в 19 веке была и другая тенденция, не раз высмеянная в искусстве (например, всем известная картина «Сватовство майора»). Богатые купцы для повышения своего социального статуса (ну и чсв заодно) хотели породниться с дворянством. Обычно на такие браки шли обедневшие дворяне, чтобы пополнить свой скудный бюджет. Жених внешне больше похож как раз на второй вариант. На сохранившемся эскизе картины он явно офицер, но потом художник сделал его штатским (до 1880 года по закону чиновники обязаны были бриться и допускались только бакенбарды, почти все офицеры должны были носить усы без бороды, духовенство традиционно носили бороды и усы, представители купечества тоже почти всегда предпочитали быть усаты-бородаты, деревенские мужики тоже). Кстати судя по эскизу, изначально задумка была ещё перченее, и любовница пришла бы прямо на свадьбу.
Ну и теперь самое интересное. Кто же любовница, зачем ей публично рассказывать об этой позорной по тем временам истории, и что же будет дальше. Судя по виду её папеньки, она из семьи мелкого чиновника. По меркам того времени рождение внебрачного ребёнка для женщины было большим позором. Аристократки обычно старались замять дело, записав детей на замужних дам, а потом брали в свою семью в качестве «воспитанников». А вот для обычной девушки все было сложнее. Она могла попытаться не афишировать внебрачную связь и сдать ребёнка в приют. Либо оставить его себе и терпеть насмешки окружающих, да и замуж выйти было очень сложно. Выбор часто зависел ещё и от позиции семьи девушки. А ещё при Николае I ужесточили законы и в отношении самих внебрачных детей. Они считались незаконнорожденными даже если родители потом поженились (такая ситуация случилась с художником Перовым). Даже при желании отцы не могли их усыновить, чтобы передать им свою фамилию, не говоря уже о титуле (а то был бы Перов немецким бароном, может, и картины у него были бы повеселее). Их не брали в приличные гимназии, с высшим образованием тоже были проблемы. И самое нелепое, что дети не могли официально получить наследство не только со стороны отца, но и собственной матери. Вот такая борьба за нравственность граждан при императоре, который сам имел внебрачных детей. У них все кстати было ок и с карьерой, и наследством, но это уже совсем другая история. Позже законы смягчились, все стало не так драматично.
Вероятно, наш соблазнитель и рассчитывал, что девушка постарается спасти свою репутацию и скроет факт рождения внебрачного ребёнка, а что она будет делать — это уже её проблема. Но девушка от ребёнка отказываться не стала, и папенька предпочёл её понять и простить. А раз так, то и скандала ей бояться уже нечего, как и скрывать имя нерадивого папаши. О её позоре знакомые знают и так. Даже если бы соблазнитель соизволил на ней жениться, ребёнку бы это с юридической точки зрения уже не помогло, клеймо обществом на нем уже поставлено. С финансовой точки зрения этот брак героине тоже бы не помог, денег у папаши, скорее всего, нет. Более того, у подобных легкомысленных дворян ещё часто и долги были, потому что амбиции мешали им жить экономно. Ну а из романтических соображений тем более. Вряд ли бы после всей этой истории они могли бы создать счастливую и надёжную ячейку общества. Так что терять любовнице было фактически нечего. А так соблазнителю хоть какая-то ответочка в виде расстроенного выгодного брака и потери финансовых вливаний в его прохудившийся бюджет от несостоявшегося тестя. Итог данной истории, скорее всего, будет такой. И дальше героиня продолжит жить с букетом проблем матери-одиночки, а ребёнок с клеймом незаконнорожденного и ущемленными правами. На дочке богатого купчишки или иного богатея в ближайшее время и в этом городе он уже не женится, потому что респектабельности и статусности такой оскандалившийся жених семейству не добавит. Но есть шанс попробовать проделать это в другом городе, где о скандале не слышали.
Но есть на этой картине и ещё один интересный для меня персонаж. Кто он такой, я не поняла. Вот он, бородач рядом с печью. Он стоит отдельно от гостей на свадьбе, но и не совсем рядом с чиновником и его дочерью. Он в пальто, поставил позади себя цилиндр, похоже, что зашёл вместе со скандальными визитерами. Невеста в обмороке, любовница плачет, на лице чиновника явная неловкость и праведное возмущение. Кто-то в гневе, кто-то сконфужен, кто-то в шоке. В общем на всех лицах живые эмоции. В отличие от остальных персонажей бородач выглядит спокойно и даже степенно, сложил ручки на животе и вроде даже улыбается. Не удивлюсь, если он сам и привел этих нежданный гостей. А вот зачем, история умалчивает.

«Обжорный ряд в Петербурге» (1858)

Ну и просто для иллюстрации творчества художника еще парочка картин без анализа. Обжорный ряд — это место на рынке, где продавали готовую еду для непритязательной публики. Особенно много там было пирожков со всякими начинками, выпечкой. Можно было и на месте перекусить. Там же располагались и дешевые забегаловки, питейные заведения (как раз такое мы видим слева). Еда была часто сомнительного качества, но зато дешевая и по карману любому.Там часто встречались и устраивали посиделки городская беднота, приехавшие на заработки крестьяне.

«Демьянова уха»
А эта картина написана на сюжет басни Крылова. Басня на тему назойливого гостеприимства, когда гостя во что бы то ни стало хотят накормить «досыта, до отвала». А с другой стороны назойливого внимания вообще и надоедливых приставаний с разговорами. Надеюсь, мой пост вам не надоел и было интересно.

Статья «Образ кошки в искусстве»

Вебинар с доктором Александром Мясниковым на тему:

«Здоровое общество. Как простые действия одних людей спасают жизни других»

Образ кошки в искусстве

Кошки – это удивительные существа. Это доказывает то, что образ кошки прослеживается во многих видах искусства на протяжении многих лет. Я проанализировала устное народное творчество, в частности, приметы, пословицы и поговорки, загадки, колыбельные песни, а также названия литературных произведения и мультфильмов. У меня получился довольно длинный список произведения, хотя он далеко не полный…

Произведения русского народного фольклора

Рыжая кошка: счастье в дом.

Черная кошка перебежала дорогу — к неприятностям.

Многоцветная кошка в доме – к счастью.

Кошка моется — гостей замывает (зазывает).

Кошка свернулась клубком — к морозу.

Приблудная кошка — к скорой свадьбе.

Если кошка чихнула — это к дождю.

Кошка лежит брюхом вверх — к теплу.

Трёхцветная кошка охраняет дом от пожара и других несчастий.

Кошка скребет лапами по полу: зимой – к метели, летом – к дождю; закрывает нос лапой – к холоду; спит на полу – к теплой погоде.

Кошка ласково мурлычет – значит, у нее хорошее настроение.

Кошка мяукает – значит, либо что-то просит, либо приветствует вас.

Кошка трется об ноги – значит, говорит спасибо или просит что-то.

Если кошка около Вас, и её хвост дрожит, так она выражает свою любовь.

Когда хвост у кошки начинает опускаться – значит, настроение изменилось — можно отойти, она не обидится.

При переходе в новый дом наперед пускают ночевать кошку и петуха.

Кто кошек любит, будет жену любить.

Пословицы и поговорки

Без кота мышам раздолье.

Борода не в честь, а усы и у кота есть.

Доброе слово и кошке приятно.

Знай кошка своё лукошко.

Кошачья лапка мягка, да коготок востёр.

Ночью все кошки серы.

Собака не забудет хозяина, кошка — дом.

Воруя сметану, кошка закрывает глаза.

Собака хозяйка во дворе, а кошка в избе.

Отчего кот гладок? — Поел, да и на бок.

Кошка только на мышей храбра.

Зарекалась кошка на стол лазить…

Кошачьи глаза дыму не боятся.

Если хочешь долго жить, надо с кошкою дружить.
Кошку девятая смерть донимает (она живучая).
Кота убить — семь лет ни в чем удачи не видать.
Собака — обжора, а кошка — сластена.
Не все коту масленица.
Отольются кошке мышкины слезки.
Чует кошка, чье мясо съела.

Что за зверь со мной играет? —
Не мычит, не ржёт, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапах коготки.

Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И, как днем, она все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она.

Мягкие лапки,
А в лапках — цап-царапки.

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.

Мохнатенька,
Усатенька,
Лапки мягоньки,
А коготки востры.

Сидит на окошке кошка,
И хвост, как у кошки,
И нос, как у кошки,
И уши, как у кошки,
А не кошка.

У мышиной норы
Лежат крючья остры.
И повисли, горя,
Два зеленых фонаря.

У порога плачет,

Коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт.

Кто родится с усами?

Берегись, мышиный род —
На охоту вышел …

Читать еще:  Как определить возраст котенка

Мы вымыли руки
И сели за стол.
А он неумытый
Обедать пришел.
И с ним бесполезна
Любая беседа —
Он вымоет лапки,
Но после обеда.

Лев усатый,
Встал горбатый?

Задремлю я и пою
Песенку тебе свою.
Но когда я на охоте —
Не ленивый я в работе.

Ночью он совсем не спит,
Дом от мышек сторожит,
Молоко из миски пьёт,
Ну конечно это — …

Этот зверь живёт лишь дома.
С эти зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поёт.
Только мышь его боится.
Угадали? Это — …

Выгнул спину он дугой,
Замяукал.
Кто такой?
Потянулся сладко —
Вот и вся загадка.

У мышиной норы
Лежат крючья остры.
И повисли, горя,
Два зеленых фонаря.

Зубастый, мохнатый,
Как есть начнёт —
Песенку поёт.

Вся мохнатенькая,
Сама усатенькая,
Днём спит
И сказки говорит,
А ночью бродит,
На охоту ходит.

У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт.

Острые ушки,
На лапках подушки,
Усы как щетинка.
Дугою спинка.

В мягких тапочках ступает,
Схватит мышь — и убегает.

Глазищи, усищи, хвостище!
А моется всех чище.

Зеленые глаза —
Всем мышам гроза.

Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком!

Без расчески причесался
И умылся без воды,
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.

Четыре четырки,
Две растопырки,
Один вертун
И два — как яхонты.

Ой, ты котик, мой коток,
Толстолобенький лобок,
Приходи-ка ночевать,
Мою девочку качать.

Уж ты, котенька, коток,
Котик, серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Нашу детку покачать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусочек пирога.

Котя, котенька, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать,
Прибаюкивать.

Уж ты, котенька, коток,
Котя, серенький лобок,
Приходи к нам вечером,
Коли делать нечего,
Да садись-ка на кровать
Нашу деточку качать.
Уж я котеньке, коту
Новы лапотки сплету,
Дам кусок пирога
И ведерко молока.

Приди, котенька, коток,
Приди, серенький хвосток,
Приди, котик, ночевать,
Приди с Катенькой играть.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Шубку новую сошью
И сапожки закажу!

Баю-баюшки-баю,
Баю деточку мою,
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусочек пирога
И кувшинчик молока,
Шубу новую куплю
И сапожки закажу,
Баю-баюшки-баю,
Баю деточку мою.

Котя, котенька, коток,
Коток, серенький лобок,
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать,
А как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшинчик молочка
И кусочек пирожка,
Платок беленький свяжу
И на шейку повяжу.
Баю-баю-баю-бай,,
Спи, скорее засыпай.

Уж я Ванюшку качала,
Уж я котику кричала:
«Приди, котик, ночевать,
Мово Ваню покачать!»
Уж я серому коту
За работу заплачу:
Дам мяса кусок,
Молока туесок.
Бай да побай,
Ты, Ваня, засыпай!

Котя, котенька, коток,
Котя, серенький лобок,
Приди, котя, ночевать,
Мою деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И горшок молока.
Уж как я тебе, коту,
Шубу новую сошью,
Надену на ножки
Красные сапожки.
Будет котенька шагать,
Мою доченьку качать.

Коток , коток, серенький лобок,
Приди котик ночевать,
Нашу дочку качать.
Уж как я тебе коту за работу заплачу.
Я потру тебе носок,
Дам говядины кусок,
Ешь ты, котик, не ворчи,
Больше кушать не проси.

Ата-та, ата-та,
Вышла кошка за кота,
За кота-котовича,
За Петра Петровича.
Уж ты, котик, ты коток,
Твой серенький лобок,
Приди к нам ночевать,
Нашу деточку качать.

У кота ли, у кота
Колыбелька золота.
У дитяти моего
Есть покраше его.
У кота ли, у кота
Периночка пухова,
У дитяти моего
Есть помягче его.
У кота ли, у кота
Изголовье высоко.
У дитяти моего
Есть повыше его.
У кота ли, у кота
Одеяльце шелково.
У дитяти моего
Есть получше его.
Да покраше его,
Да помягче его,
Да почище его.

Вы коты, коты, коты,
У вас жёлтые хвосты.
Вы коты, коты, коты,
Принесите дремоты.

Серенькая кошечка
Села у окошечка,
Хвостиком виляла,
Деток созывала.
— Где мои ребятки,
Серые котятки?
Спать пора ребяткам,
Сереньким котяткам.

Баю-баиньки-баю,
Спать укладываю,
Спать укладываю,
Коту наказываю:
Киса, каши свари,
Киса, Лизу накорми,
Киса, кашки поешь,
Киса, Лизоньку утешь!

Котик песенку поёт
В уголке у печки…
Мой сыночек спать идёт,
Догорели свечки.
Котик песенку поёт,
Ждёт сынка кроватка!
Скоро мальчик мой уснёт
На кроватке сладко.
Ночка тёмная уйдёт;
Снова утро будет…
Котик песню допоёт,
Котик нас разбудит…
Выйдет солнышко опять,
В окна к нам заглянет…
И сыночек мой гулять
Собираться станет!

Ой ты, кот-котёнок,
Не ворчи спросонок.
Видишь, спит ребёнок,
Маленький ребёнок.
А ты котик рыжий,
Не сиди на крыше.
А ты, котик белый,
По двору не бегай.
А ты, котик серый,
Возьми в лапки веник,
Подмети крылечко,
Затопи-ка печку.
А ты, чёрный котик,
Пушистый животик,
Снаряжай-ка лодку,
Да греби в охотку.
Налови-ка рыбки
Для младенца в зыбке.
Налови-ка рыбки
Для младенца в зыбке.

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глазки смелые,
Зубки белые.
Выйдет котя на порог –
Всполошится весь народ:
И петух и курица
С деревенской улицы.
Станут котю в гости звать,
Станут приговаривать –
Ах ты котя, коток,
Котик, серенький лобок!
Прийди, котик, ночевать,
Нашу девочку качать.
Баю-баю, баю-бай,
Спи скорее, засыпай!

У кота-воркота
Шёрстка — бархат-мягкота,
Глазки с искорками,
Ушки с кисточками.
Наш котёнок-воркоток
Укатил клубок-моток.
Клубок катится,
Нитка тянется.
Уж коту-воркоту
И достанется.
Будут гладить-миловать,
Спать положат на кровать!

Русский народные сказки:

«Кот – серый лоб, козёл да баран»,

«Волк, кот и собака»,

«Мышь, кот и сверчок»,

«Кот, петух и лиса»,

Басни И.А. Крылова «Волк и Кот»,

«Котёнок и Скворец»,

«Кошка и Соловей»,

Е.И. Чарушин «Васька, Бобка и крольчиха»,

Е.И. чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой»

Дж. Родари «Про мышку, которая ела кошек»,

Ш. Перро «Кот в сапогах»,

Ш. Перро «Принцесса-кошка»,

В. Г. Сутеев «Кто сказал «мяу»?»,

К.И. Чуковский «Котауси и Мауси»,

Э. Успенский «Простоквашино»,

С.Я. Маршак «Кошкин дом»,

С. Я. Маршак «Почему кошку назвали кошкой»…

Образ кошки в искусстве

В отделе литературы по искусству, в рамках МЯУ-эстафеты и к Всемирному дню кошек (1 марта) была организована выставка «Коты в произведениях искусства».

Кошка живет бок о бок с человеком с незапамятных времен. Изображения кошек можно встретить и на египетских папирусах, и на древних мозаиках. Но все, же главным действующим лицом картины кошка становится лишь к 20 веку. В ходе истории роль кошки в жизни человека претерпевала изменения, вместе с тем менялось и отношение к кошкам, и соответственно место кошки в искусстве.

Предки современных кошек впервые появились около 10 миллионов лет назад, но они были совершенно дикие и не общались с людьми. Когда люди занялись земледелием, их зерновые культуры привлекали мышей и птиц, а они, в свою очередь, привлекает кошек Считается, что человек приручил кошку с целью защиты урожая от грызунов.

Первыми, кто стал приручать кошку, были древние египтяне. Самое раннее свидетельство приручения — это изображение кошки, которая надевает ошейник, было найдено в одной из могил египетских фараонов. А с 1600 г. до н. э. кошку стали часто изображать в скульптурах, росписях и иероглифах, что свидетельствует о том, что она широко распространилась в Египте. Для египтян кошка была священной и олицетворяла собой божество — Баст или Бастет. Баст или Бастет — богиня радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага, которая изображалась в виде кошки или женщины с головой кошки. В исламском мире, кошки были уважаемы, т.к. они были любимцами пророка Мухаммеда, основателя ислама. Существует история, что кот Мухаммеда раз уснул на рукаве халата у своего хозяина – и чтобы не тревожить своего любимого кота, Мухаммед вынужден был отрезать рукав халата.

11-й или 12-й век, бронзовая горелка

Эта бронзовая горелка для ладана представляет собой кошку с полуоткрытым ртом и ушами. Спина, шея и грудь все перфорированные, чтобы бежал ладан. На груди кошки надпись, в которой говорится: » Доблесть, сила и слава». Так же были уважаемы и охраняемы кошки в Азии, т.к. люди там признали ценность их услуг в области защиты продовольственных культур и шелковой промышленности червя от уничтожения грызунов. С тысячного года кошка появляется на китайских и японских рисунках и полотнах. На картине «Мечта кошки» К. Утамаро видно спящее животное, которое получило от хозяина большую рыбину.

1494, Шэнь Чжоу, Кошка (деталь), живопись

Этот кот изображен в 1494 году в альбоме китайского художника Шень Чжоу, одного из первых великих мастеров династии Мин. Один из самых известных японских художников-котолюбов — Утагава Куниёси— изображал котов в любом окружении и обличье.

19 век, Куниеси, «Кот и золотая рыбка», ксилография

Одна из самых известных гравюр Утагавы, изображающая котов всех 53 станций-городов древней дороги Токайдо, соединявшей Киото и Эдо. В Европе домашние кошки жили и во времена Древней Греции, и во времена Древнего Рима, исполняя функцию стражей продовольствия. Кошки жили рядом с людьми, но на задворках их жилищ и на задворках сознания. Соответственно в искусстве они появились как деталь дальнего плана или фона. В римской и греческой живописи изображение кошки встречается на монетах, амфорах, красивых мозаиках и т.д.

1 век н.э., мозаика, Италия
Например, эта мозаика охота кота и его улов была обнаружена при раскопках домов в Помпеях.

1600-1580 г. до н.э., фреска фрагмент, Крит

А в этом фрагменте изображена кошка за кустом, которая осторожно выслеживает фазана.

Еще одну сцену охоты кошки можно увидеть на инкрустированном бронзовом кинжале, лезвие из царских гробниц в Микенах (Греция). На нем изображен кот, который охотится на водоплавающих птиц. Большинство западных художников средневековья придерживались религиозной живописи. Каждый объект в картине символизировал определенную идею или концепцию в христианской доктрине. В иконографии христианского искусства, кот символизирует как лень, так и похоть. Средние века были темными веками для кошки в христианском мире, где было широко распространено мнение, что дьявол принял форму черного кота. Поэтому на картинах художников того времени кошки практически не появлялись. Лишь только в эпоху Возрождения такие художники как Дюрер и Леонардо изобразили кошку на своих полотнах.

1504, Дюрер, «Адам и Ева» (деталь), гравюра

А. Дюрер поместил кошку в раю у ног Адама и Евы.

Леонардо любил подолгу наблюдать за кошками. Он зарисовывал их в самых разных позах, изучал их повадки, делал наброски сцен борьбы, умывания, ловко схватывая игру, проявления гнева и радости. В 17-18 веке в западноевропейской живописи наступил перелом: постепенно кошка прокралась с заднего двора на парадное крыльцо, а потом и к нам в душу, где прочно обосновалась, и живет по сей день. Она появляется в качестве аксессуара на портретах и натюрмортах. Она еще не является главным предметом композиции, но в тоже время она важная смысловая деталь картины. На портретах юных барышень с помощью кошки подчеркивалась их мягкость и нежность. В статичные натюрморты кошка вносила интригу и действие. Как правило, она изображалась ворующей еду. В прочем воровство это изображалось с юмором и некоторым восхищением ловкостью и сообразительностью кошки.

Ж. Шарден «Кошачье счастье», 1728 (Натюрморт с котом и рыбой)

Как, например, на картинах Ф. Депорта (1661 — 1743) «Натюрморт с дичью и овощами» и Ж. Шардена. На картине Шардена черепаховая с белым кошка медленно подкрадывается к тарелке, стоящей рядом с черным кувшином.

Анимализм как жанр, возможно, эволюционировал из натюрморта, в который включались такие действующие фигуры как кошки и собаки. Постепенно они начали выходить на первый план. Первоначально анимализм считался низким жанром. Художники, определяющие стиль эпохи в нем не работали. На картинах Ренуара, Гогена, Дега кошки встречаются где-нибудь на заднем плане. Кошка не главный элемент картины. На картине Г. Курбе (1819 — 1877) «Ателье художника» (1855) , главы французского реализма, художник изображен за работой, в окружении друзей и родных. На переднем плане картины — играющая кошка.

Читать еще:  Мастит у кошки: причины, симптомы, лечение

В картине П. Гогена «Таитяне» спящая кошка, расположившаяся у ног людей, подчеркивает настроение общей расслабленности и безделья.

Известны графические работы «Кошки и цветы» и «Рандеву с кошками» Э. Мане», «Девушка с кошкой» О. Ренуара, на которого не могла не подействовать чувственная красота этих животных. Ренуар написал множество кошек, сидящих у девушек на руках или самостоятельно.

Особняком стоит картина «Женщина с кошкой» импрессиониста Огюста Ренуара. Молодая миловидная женщина бережно держит на руках темно-серую кошку, которая нежно прижимается головкой к ее лицу, лапы торчат в разные стороны. На другой картине О. Ренуара женщина с интересом наблюдает за кошкой, которая, стоя на столе на задних лапах, принюхивается к большому комнатному цветку.
На картине Э. Мане (1832 — 1883) «Олимпия», созданной в 1863 году и выставленной в парижском Салоне в 1865 году изображена молодая девушка, отдыхающая на кровати, покрытой светлым покрывалом. На девушке нет никакой одежды и украшений, кроме красного цветка в волосах, черного шнурка на шее и сандалии на одной ноге. Олимпия вместе с белым покрывалом образует большое белое пятно на черном фоне, на котором помещена голова негритянки, подносящей букет, и черная кошка.

Появляются кошки и в иллюстрациях знаменитого французского графика Г. Доре (1832 — 1883). Известна иллюстрация, созданная им в 1862 году к «Коту в сапогах» Ш. Перро. Кот изображен в развевающемся плаще, в сапогах с отворотами, в шляпе с пером. На шее кота — ожерелье из мышиных голов, на широком поясе подвешена мышь и мешок, из которого торчит мышиный хвост. Лапы у кота подняты кверху, рот раскрыт — он зовет на помощь к хозяину, который, хитро ухмыляясь, притаился тут же под кустом.
Художники-анималисты появились лишь в 18 веке. Чтобы животное стало центральным элементом картины, необходим был коренной перелом в сознании людей. Ведь на такие картины должен был возникнуть спрос. Например, картины Г. Роннер пользовались большой популярностью во всем мире. Кайзер Вильгельм первый купил одну — «Кошка, обороняющаяся против собак», а португальская королевская чета — пять картин. К выдающимся произведениям Г. Роннер, за которые она удостоена многих международных премий и звания рыцаря ордена Леонарда, относятся: «Счастливая семья», «Четыре персидские кошки», «Молодые кошки, играющие с клубком» и «Три тявкающие собаки с кошкой на стуле». В живописных полотнах Г. Роннер кошки — главные действующие лица. Все они выписаны с большой достоверностью.

Кошка: символический образ в изобразительном искусстве

Богини и охотницы

Предшественники милых барсиков и мурок не были столь милы и приветливы. Один из храмов Гелиополиса украшала скульптура кошки — бог Ра в обличии хищного зверя. В зависимости от времени суток глаза статуи сужались или расширялись (жрецы умело пользовались достижениями новейших технологий того времени), а изо рта священного животного каждый час струилась вода. Их каменные изваяния неотступно следовали за фараонами в загробный мир и там охраняли… правда, главная их охранная миссия заключалась в истреблении грызунов, мастерски уничтожавших зерновые припасы. Благодаря природной ловкости умелые охотницы были возвышены до ранга богов, следовательно, изображения их имели магическую силу.

В Древнем Египте кошки были всюду: их ваяли из камня, рисовали на посуде и на стенах погребальных камер, лепили из глины… На берегах Нила они были священны, а за убийство зверька даже полагалась смертная кара. Усатых помощниц верховного божества мумифицировали и хоронили на специальных кладбищах.

Чуть позже, кошка попала в пантеон германцев и служила богине Фрее: в повозку богини были запряжены две кошки. Пожалуй, на этом ее возвышение завершилось.

В Европу кошка попала через Древнюю Грецию благодаря египтянам и долго считалась животным экзотическим, «роскошным», поэтому для ловли мышей держали ласку. И только в эпоху римских императоров маленького хищника начали использовать с практическими целями.

В римской и греческой живописи изображение кошки встречается на монетах, амфорах, красивых мозаиках и т. д. Но это далеко не «цари зверей», а лишь союзники в борьбе с грызунами.

С небес — в преисподнюю

В эпоху средневековья, когда инквизиция объявила войну надвигающемуся на мир хаосу безверия, кошка оказалась в немилости. Низвергнутая с престола, она на несколько веков была изгнана на задворки человеческого мировоззрения, и, следовательно — искусства. На то была еще одна причина: религиозный характер средневековой живописи предписывал каждому объекту в картине символическую и идейную нагрузку, каждая деталь имела каноническое значение. И на протяжении веков художники строго соблюдали установленные церковью правила.

В иконографии христианского искусства наш герой символизировал как лень, так и похоть, а также обман и измену. На некоторых средневековых изображениях кошки присутствуют даже в сцене соблазнения Евы в райском саду. Но это редкие случаи, поскольку на картинах художников того времени животные практически не появлялись, за исключением упоминания в бестиариях (богато украшенных сборниках сведений, касающихся тех или иных животных, в том числе и мифических).

Кстати, предметом суеверного страха (из-за ярко выраженной склонности к ночной жизни), своеобразным символом нечистой силы кошка стала относительно поздно. Существовало поверье, что дьявол часто принимает обличье черного кота, и его изображали, как правило, сидящим на плече своей хозяйки-ведьмы.

Подозрительное отношение к котам характерно и для эпохи Раннего Возрождения. Например, в своей «Тайной вечере» Доменико Гирландайо (1449—1494) «связал» кошку с фигурой Иуды Искариота, предавшего Христа, тем самым продолжив средневековую традицию неприязненного отношения к животному, символизировавшему в этом сюжете измену.

Изображение кошки означало также вожделение и в некоторых случаях намекало на древнейшую профессию. Например, в работе Израэля фон Мекенема «Визит к прядильщице» (1495−1503) можно увидеть Мурку, лежащую на полу комнаты в которой молодая женщина прядет в обществе мужчины. Полагается, что на этой картине изображена продажная любовь, а присутствие кошки указывает на цель визита гостя.

На картине Яна Ван Эйка «Рождение Иоанна Крестителя», изображение котов на переднем плане вполне вероятно пророчество будущих событий: Иоанна Крестителя обезглавят на банкете царя Ирода, на котором будут присутствовать эти звери.

Художники Возрождения долго не отступали от канонических символов и это можно увидеть в картинах нидерландского живописца Иеронима Босха (1450−1516) «Сад земных наслаждений». На переднем плане, около Древа познания, Бог представляет Еву удивлённому Адаму. Как обычно у Босха, никакая идиллия не существует без предзнаменования зла, и мы видим яму с тёмной водой, кота с мышью в зубах, в данном контексте символизирующего дьявола, жестокость.

А Франциско Гойя, рисуя кошку, желал показать хищные инстинкты («Дон Мануэль Озорио де Зуньига. Ребёнок», ок. 1787 г).

Однако постепенно ситуация менялась: оковы религиозных предубеждений слабели, жизнь становилась комфортней, а уютно греющиеся на печке мышеловы не представляли угрозы, и даже наоборот — нередко составляли приятную компанию, к тому же в свободную минуту за ними было так приятно наблюдать!

Для великого ренессансного мастера Леонардо да Винчи кошки стали объектом научного исследования. «Любая домашняя кошка — это шедевр, созданный природой», — писал Леонардо, заполняя страницы своего альбома набросками умывающихся, играющих или охотящихся на мышей и птиц зверьков.

Постепенно кошка отвоевывала свое место не только в доме, но и в живописи, став чуть ли не записной героиней «домашних» сцен у таких художников как Ганс фон Кульнбах (1476−1522), Жан Корнелис Вермейен (1500−1559), Отто Ван Вен (Отто Вениус) (1556−1629), Жан Батист Перроно (1715−1783), Жан-Батист Симеон Шарден (1699−1779), на полотнах ученицы Франса Хальса голландской художницы Юдифь Лейстер (1609—1660).

Кошка, как правило, соседствует с детьми, к тому же появляется в качестве аксессуара на портретах и натюрмортах. Нет, она еще не в центре композиции, но уже важная смысловая деталь произведения. На портретах юных барышень с помощью кошки подчеркивалась женственность и нежность хозяек, а в статичные натюрморты игривое существо вносило интригу и действие.

Частенько ловкая Мурка изображалась ворующей еду. Впрочем, воровство это изображалось с юмором и некоторым восхищением ее ловкостью и сообразительностью. Как, например, на полотне фламандской художницы Клары Петерс (1594−1657), создавшей несколько «жанровых» натюрмортов с очаровательными плутовками в главной роли.

К XVII—XVIII вв. коты незаметно проникли и прочно обосновались в жизни человека.

К середине XVII века вне сомнений кошка уже признается частью семьи (Луи Ленен «Счастливая семья», 1642 г.), а ее изображение подчас служит метафорой материнства, уютного дома и вольностей.

Кардинал Ришелье держал десятки любимиц и завещал о них заботиться после его смерти. В XVIII веке, кошка победоносно шествовала по салонам знатных дам, которые заказывали портреты своих питомцев медальерам, а прах хранили в изысканных урнах. Антуан Ватто (1684−1721) и Жан Оноре Фрагонар (1732−1806) изображали их и в пасторальных сценах и в будуарах дам.

В Англии коты уже вовсю хозяйничали на страницах романов, стихов, картинках как непременный атрибут счастливой семейной жизни.

В середине XVIII века анимализм как самостоятельный жанр начал покорение Европы. Известный английский портретист скакунов Джордж Стаббс (1724−1806), на портрете рысака Годолфина отразил дружбу животных: коня и черного кота.

Один из самых известных японских кошачьих поклонников — Утагава Куниёси (1798−1861) и его гравюра «Коты 53 станций Токайдо» служит тому красноречивым подтверждением. Это пародия на известную серию гравюр «Виды 53 станций Токайдо». Только на этой густо заполненной гравюре, каждому названию станции соответствует симпатичный усатик.

Женщины-кошки, день и ночь

В XIX веке живописцы уже не придерживались традиционной символики и решали скорее художественные задачи, а животные для них служили дополнительным средством для выражения эмоций, подчеркивая настроение или черты характера изображаемых персонажей.

Однако темное прошлое не забыто и на порочную природу животного ссылается Эдуард Мане (1832 — 1883) в картине «Олимпия» (1863 г.). Изображая черного котенка в ногах обнаженной женщины, художник передал метафору «женщина-кошка», навеянную творчеством его друга Шарля Бодлера, в то время переживавшего непростой роман с дамой полусвета. Прогнувшийся котёнок является классическим атрибутом в изображении ведьм, знаком дурных предчувствий и изменчивой женской натуры.

Но, как правило, в очаровательных мурлыках художники усматривали нежность, покой и семейный уют.

У Поля Гогена на картине «Таитяне» спящая средь бела дня кошка — сама нега. Четкий «кошачий след» мы видим и на полотнах Ренуара: «Женщина с кошкой» словно олицетворяет все нежное и пушистое в кошачьей (и не только!) натуре.

Еще одна известная работа уже стала истинным символом Парижа — ее можно видеть на майках, сумках, календарях… Кошка на афише для кабаре Теофила Стейнлена (1896 г.) работы французского графика, автора альбома рисунков под названием «Кот» — символ ночной жизни.

В ХХ веке коты уже не только участники жанровых сцен — отныне их изображение это беспроигрышный маркетинговый ход, а творческое воображение художника наделяет их чертами человека и наоборот. Например, на фантастическом полотне Марка Шагала (1887−1985) «Париж из окна» (1913) на подоконнике сидит рыжий кот с человеческим профилем. Пабло Пикассо в картине «Кошка с птицей» (1939) передал хищную натуру зверя: выпущенные когти, оскаленные клыки, в которых он держит птичку. Это уже олицетворение фашистской угрозы, набиравшей силу в то время.

Среди художников-котолюбов хотелось бы отметить Маурица Корнелиса Эшера (1898−1972) известного своими гравюрами на дереве и металле. Создавая из птиц, ящериц, змей и других животных свои метаморфозы, он не забыл и про котов. «Коммерчески успешную» тему не обошел вниманием и Энди Уорхолл, впрочем, очень любивший котов.

В наши дни царство котов и кошек на полотнах живописцев можно смело назвать «Котоманией»: сколько бы ни было искусных фото, рисованные кошки остаются популярным и символичным арт-объектом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector