Кошки в Древнем Египте

Теория Элит

Культ кошки в Древнем Египте

Они живут рядом с нами уже более 10 тысяч лет и до сих пор остаются самыми таинственными и загадочными существами.

На протяжении веков к семейству кошачьих относились по-разному. Им приписывали сверхъестественные и мистические свойства, которые часто пугали и отталкивали суеверных граждан, доходя порой до кровопролития.

Но в истории было время, которое кошки, если бы могли говорить, смело бы назвали золотым — в прямом и переносном смысле.

Речь идет, конечно же, о Древнем Египте, где грациозных животных буквально обожествляли. Их увековечивали на папирусе и плитах гробниц. На эти цели не жалели никаких средств и драгоценных металлов.

Образ кошки был тесно связан с понятиями добра, любви, плодородия, материнства и защитной силы. Молодые египтянки носили амулеты с изображениями кошек и молились, чтобы боги послали им столько же детей, сколько котят изображено на их амулетах.

Богиня домашнего очага

Недалеко от дельты Нила в городе Бубастис находился религиозный центр богини-кошки Бастет. Она была дочерью верховных богов Осириса и Изиды и занимала особое место в египетской мифологии.

Богиню домашнего очага, олицетворявшую солнечный и лунный свет, часто изображали как женщину с кошачьей головой.

Дети носили амулеты с изображением Бастет, чтобы богиня защищала их от болезней и укусов скорпионов. В отдельных случаях, им даже делали татуировки с изображением кошки.

Но Бастет была не единственной богиней в кошачьем обличье. В древнеегипетской Книге мертвых можно встретить изображение Великого Мату – светлого кота, спасающего людей от змея Апопа, олицетворяющего хаос и зло.

Мумификация

Древнеегипетские кошки напоминали современных представительниц абиссинской породы. Они были среднего размера, худощавыми, рыжеватого окраса. Сегодня мы знаем об этом благодаря кошачьим мумиям, которых нашли археологи.

Смерть кошки была настоящей трагедией для любой египетской семьи. Траур по умершему животному длился около 70 дней, а члены семьи в это время брили головы и брови в знак утраты.

Умерших животных оборачивали льняной тканью, умащивали благовонными маслами и бальзамировали. Чтобы домашние любимицы «хорошо себя чувствовали» в загробном мире, к ним в могилу клали игрушки, с которыми те любили играть при жизни.

Мумия помещалась в известняковый или деревянный саркофаг, иногда украшенный золотом, если животное обитало в доме богача.

Страсти по кошачьим

Культ кошки однажды сыграл с египтянами злую шутку. Персидский царь Камбиз II, зная о священном статусе животного, использовал запрещенный прием при осады пограничного города Пелузия в 525 году до н. э.

Армия персов, по рассказам греческих историков, не могла захватить укрепленный город, и пошла на хитрость. Камбиз велел каждому солдату нести кошку в качестве живого щита.

Фараон Псамметих III не мог отдать приказ атаковать, ведь от копий и стрел могли пострадать невинные кошки. Египтяне сдались без боя, а персидский царь Камбиз основал 27-ю династию, завоевав Египет.

Товарно-кошачьи отношения

На берегах Нила кошек приручили за тысячу лет до распространения в других странах. Египтяне сами всячески препятствовали тому, чтобы кошек вывозили, ведь это значило, что животных отняли у фараона — за это преступление грозила смертная казнь.

Зная о ценности египетских кошек, финикийские торговцы, рискуя жизнью, похищали и продавали животных в другие страны. Египетские путешественники, зная об этой нечистоплотности в товарных делах, покупали и выкрадывали кошек, если видели их в чужих краях.

Но настолько влиятельный и заразительный культ кошек не мог слишком долго оставаться в стороне. Статуэтки, амулеты и музыкальные инструменты с изображением кошек были найдены в Тулузе (Франция), а на территории Великобритании археологи обнаружили массовые захоронения кошек.

Около 1500 года до н.э. домашние кошки на торговых судах были завезены в Индию, Бирму и Китай, но кошка оставалась редким зверем вплоть до начала нашего тысячелетия.

Божественная роль кошек в Древнем Египте.

Расположенная на пересечении Африки, Азии и Европы, земля Египта включает в себя горячие, песчаные пустыни, пересекающиеся извилистыми ходами Нила, который держит свой путь в Средиземное море. Древние египтяне оставили огромное наследие, которое помогает нам понять множество интересных аспектов их жизни и культуры, одним из которых является своеобразное отношение к кошкам.

Кошек в Древнем Египте называли “Mau”, и с самого начала это животное занимало особое место в качестве защитника зерновых культур в стране, так как кошки убивали грызунов и змей. Благодаря этому кошки стали рассматриваться в качестве защитников и как результат, были одомашнены. Более того, сравнения ДНК показывают, что многие виды современных кошек являются потомками египетских.

Древние египтяне восхищались дружелюбными, игривыми и интеллектуальными чертами кошек. Существует достаточно исторических и археологических доказательств того, что кошка была неотъемлемой частью обычной древнеегипетской семьи.

Древнегреческий историк Геродот, путешествовавший в Древний Египет, упомянул в одном из своих путешествий важность домашних кошек. Геродот писал, что в Древнем Египте любимая кошка считалась другом и членом семьи. Когда кошка умирала, семья погружалась в глубокий траур, проводились погребальные ритуалы, а мужчины брили брови, чтобы выразить свою скорбь.

В пустыне на окраине города Бени Хасан в 1888 году египетский фермер наткнулся на захоронение нескольких тысяч кошек. Их тела были искусственно мумифицированы, что говорит о трепетном отношении к ним со стороны хозяев.

Некоторые древние боги и богини изображены в виде больших кошек. В облике домашней кошки была представлена богиня Бастет. Все кошки считались ее проявлением, а сама Бастет изображалась в виде молодой женщины с кошачьей головой. По той причине, что домашние кошки были известны своим таинственным и скрытным характером, а также способностью видеть в темноте, Бастет и все ее земные проявления стали ассоциироваться с царством мертвых.

Согласно Геродоту, популяции кошек вокруг храмов города Бубастис были настолько большими, что их регулярно приносили в жертву богине, а тела мумифицировали и продавали паломникам в качестве реликвий. Чтобы кошки хорошо себя чувствовали в загробном мире, ее погребали с игрушками, любимыми ею при жизни и даже с мумиями мышей. Кошки богачей заворачивались в тканное льняное полотно с узорами и священными текстами, на голову накладывалась золотая маска. Мумия помещалась в деревянный или известняковый саркофаг, иногда украшенный в том числе и золотом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых ящичках. В результате археологических раскопок, проводившихся недалеко от Бубастиса в 1980 году, было обнаружено кладбище, своеобразный кошачий Город Мертвых, на котором покоились сотни тысяч кошек. Большинство из них были погребены в богато украшенные саркофагах. Всего археологами было обнаружено около трёхсот тысяч мумий кошек, относящихся к правлению второй – четвёртой династии (третье тысячелетию до н. э).

Кошки стали очень важным и общим священным символом, стали появляться на таких объектах, как ювелирные украшения, одежда, зеркала и т.д. Искусство древнего мира было наполнено деревянными и бронзовыми статуэтками кошек, которые изготавливались и продавались в качестве декоративных украшений, защиты от злых духов, а также для погребальных церемоний.

Древнее египетское законодательство запрещало убийство кошек, за исключением, конечно, когда это делалось для жертвенных целей. Экспорт кошек был запрещен законом и приравнивался к похищени собственности фараона. Более того, когда египтяне ходили в походы или снаряжали торговые караваны и в чужих землях обнаруживали кошек, они покупали или похищали их, чтобы вернуть обратно в Египет, которому, по их мнению, те принадлежали.

С кошками связана любопытная история, по которой (согласно историку Птолемею), в 525 г. до н. э. кошки решающим образом повлияли на исход осады пограничного города Пелузия войсками персидского царя Камбиза II. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города. Однако, персидский царь Камбиз, прекрасно знал о том, какое влияние на египтян оказывает кошка. Был отдан приказ найти в округе кошек и привязать их к щитам впереди идущих воинов так, чтобы они были хорошо видны (по другой версии кошки были просто нарисованы солдатами на своих щитах). Когда армия персов двинулась вперед, защищенная щитами с кошками, фараон не осмелился обратить стрелы и копья во врагов, боясь убить кошек. Возникло замешательство и сумятица. Бой был проигран. Тем не менее, кошки в Египте не утратили своего положения бога вплоть до завоевания страны греками.

Кошки в Древнем Египте

Кошка была одним из многих животных, которым поклонялись в Древнем Египте. Она являлась символом плодородия и солнца.

Содержание

Египетские кошки

Известно о представителях трёх видов из мелких диких кошачьих, живших в Древнем Египте.

Дикая ливийская, иначе африканская кошка или степная (felis silvestris lybica) — наиболее распространённая. Подвид, который можно обнаружить в Африке, за исключением Сахары и тропических лесов, а также на Ближнем и Среднем Востоке. Её размер колеблется от 50 до 70 см, а вес — от 3 до 7 кг. Внешне напоминает короткошёрстную домашнюю кошку, но отличается более крупным размером и удлиненными конечностями. Преимущественно ночное животное, охотящееся в сумерках или ночью. Днём прячется в норах или под деревьями, укрываясь от жары.

Читать еще:  Как выглядит пробка у кошки и ее назначение

Камышовый кот или хаус (felis chaus) — мелкая дикая кошка, живущая на влажных территориях (её можно обнаружить во многих местах вплоть до Азии). Намного крупнее, чем дикая ливийская кошка, но с более короткими лапами, её размер достигает от 60 до 75 см, а вес — от 10 до 15 кг. У неё длинная и тонкая морда, чёрные кисточки на ушах. Шерсть — густого терракотового цвета, с чёрными полосками на лапах.

Сервал (felis serval) — это кошка, родом из Нубии (её можно обнаружить от Юга Сахары до Южной Африки). Преимущественно ночное животное, живёт в саванне. Средний размер — примерно 70 см, вес колеблется от 14 до 18 кг, обладает приподнятым телом на длинных лапах. Шерсть покрыта пятнами дикого коричневого цвета, которые просветляются ближе к животу. У неё большие уши, маленькая голова и большие глаза.

Кошки в повседневной жизни

В древности египтяне называли кошку ономатопеей «миу», которая имеет транскрипцию «miw» для мужского рода и «miwt» для женского (в русском языке присутствует схожая ономатопея в глаголе «мяукать»).

Длительное время именно Египет считался местом одомашнивания дикой ливийской кошки, но сейчас учёные располагают свидетельствами того, что в регионе «Плодородного полумесяца» и на Кипре кошка была одомашнена намного ранее. Предположительно, одомашнивание кошки в Египте произошло в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где египтяне хранили свою провизию (прежде всего — пшеницу), жизненно важную для этого сельскохозяйственного народа. Охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как чума). Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.

На особое место кошек в ряду животных, почитаемых Египтянами, обращал внимание ещё древний грек Геродот (ок. 484 — ок. 425 до н.э.). «Отец истории» писал в своей «Евтерпе»:

Хотя у египтян много домашних животных, но их было бы ещё гораздо больше, если бы с кошками не происходило вот какого странного явления. Всякий раз, как у кошек появляются на свет котята, они уже больше не идут к котам, а те, желая с ними спариться, не находят их. Поэтому коты прибегают к такой хитрости: они силой похищают котят у кошек, умерщвляют их, но не пожирают. А кошки, лишившись своих котят и желая снова иметь других, приходят тогда к котам. Ведь это животное любит детёнышей. Во время пожара с кошками творится что‑то удивительное. Египтяне не заботятся о тушении огня, а оцепляют горящее пространство и стерегут кошек, а те все же успевают проскользнуть между людей и, перескочив через них, бросаются в огонь. Это повергает египтян в великое горе. Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околевает собака, то все стригут себе волосы на теле и на голове. Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах. [2]

По Геродоту, к каждым священным животным (включая кошек) египтяне назначали для ухода за ними особых служителей, мужчин и женщин. Должности эти переходили по наследству от отца к сыну. Своё благоговение перед священным животным египтяне выражали следующим образом: «После молитвы богу, которому посвящено данное животное, они стригут своим детям всю голову, половину или только треть головы, и затем взвешивают волосы на серебро. Сколько веса серебра потянут волосы, столько они отдают служительнице, а та за это нарезает рыбы в пищу животным» [2] . Умышленное убийство какого‑нибудь из священных животных в те времена каралось смертью; неумышленное — уплатой виры, установленной жрецами.

Спустя 400 лет, в 60 году до н. э., Диодор Сицилийский стал свидетелем расправы толпы над виновником неумышленного убийства кошки: римская повозка случайно переехала египетскую кошку и, вопреки порядкам фараона Птолемея XII, египетский солдат убил возчика («Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царём для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно» [3] ).

Тысячи мумий кошек, обнаруженных на кошачьих кладбищах, наводят нас на мысль о том, что они были наиболее популярными животными в Древнем Египте. Однако большое количество обнаруженных мумий кошек может также объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем быка). Во дворцах кошки были домашними животными, которых содержали в роскоши. Когда кошка уходила из жизни, её хозяева в знак траура сбривали себе брови. Траур длился семьдесят дней, что соответствует срокам мумификации как человека, так и кошки. Кошка в виде статуэтки или рельефа, нанесённого на саркофаг, может «сопровождать» своего хозяина в загробную жизнь. Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, драгоценностях и посуде, равно как и на рисунках (под местом женщины, как защитный символ).

В 1888 году египетский феллах наткнулся на большую гробницу, содержавшую огромное (около 80 000) количество мумифицированных кошек. Она относилась к некрополю Бени-Хасана — города, построенного во времена XII и XIII династий Среднего царства.

Кошки в египетской мифологии

Египет не всегда был единым целым. Изначально существовало множество номовых государств, в каждом из которых существовал собственный культ животных.

Животных приписывали тому или иному человеку, в зависимости от его качеств, умений, мужества и т. д. Когда племена или отдельные люди одерживали победу, они были вправе требовать от поверженных поклонения тотему победителей. Египтяне относились к богам не просто как к духам, а как к разумным воплощениям, способным превращаться в любое существо или предмет.

С кошачьими в египетской мифологии ассоциировалось большое количество божеств. С львицами отождествлялись Сехмет, Тефнут, Мафдет и нубийская Шесемтет. Многие боги, включая Амона, могли изображаться в образе сфинкса; некоторые — непосредственно как львы (например, двуглавый лев Акер). В 17-й главе «Книги мертвых» один из важнейших богов египетского пантеона, бог солнца Ра, выступает в образе рыжего кота, ежедневно повергающего змея Апопа. Баст, богиня с головой кошки, изначально считалась оберегающей, воинственной львицей. Её образ с течением времени претерпел изменения: она начала отождествляться с приручёнными кошками, лояльными, но дикими.

С того самого времени, когда кошек начали отождествлять с Баст, их стали мумифицировать. Почести, получаемые ими посмертно, отражали то, что они воплощали в течение каждого дня своей жизни. Греческий историк Геродот описывал, как египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Также Геродот писал, что после смерти кошки семья пребывала в трауре и сбривала себе брови в знак скорби [4] .

Бубастис и культ кошек

Хотя культ кошек уже имел важное религиозное значение на заре становления Нового царства, он получил своё развитие, после того как фараон ливийского происхождения Шешонк I возвёл город Бубастис, главное место поклонения богини Бастет, расположенное на востоке дельты Нила, до статуса столицы. Баст стала очень популярной и почитаемой среди населения. Теперь же она стала олицетворять плодородие, материнство, оберег и благосклонность солнца — подобно Сехмет, она стала зваться оком Ра. Благодаря культу кошек, объединявшему тысячи почитателей и паломников, ежегодно на улицы Бубаста прибывало огромное количество людей. Геродот сообщает о «700 000 людей обоего пола, кроме детей», ежегодно посещавших центр поклонения Баст. Имя «Бубастис» стало другим именем Баст.

Упадок культа кошек

Культ Баст был официально запрещён императорским указом в 390 году. Таким образом, интерес к кошкам в Египте стал постепенно угасать, и хотя они остались в качестве домашних животных, они больше не были объектами обожания в храмах.

Кошки в древнем Египте: их значение, особенности внешности и характера, воспитание и дрессировка

К кошкам в стране пирамид было особенное отношение. Их почитали, боготворили, изображали на фресках, строили в их честь храмы. Зная любовь египтян к этим животным, царь персов Камбис II, хитростью одержал победу при Пелозеуме, приказав воинам привязать зверьков к щитам.

Фараон Псамметих III пришел в ужас от подобного кощунства и тут же объявил капитуляцию. Как же жили кошки в эпоху поклонения?

Кошки в истории Древнего Египта: их значение

Древний Египет славился зерновыми урожаями, мыши и крысы представляли серьезную угрозу для экономического благополучия страны, поэтому к котам, активно истреблявшим потенциальных «разорителей» и разносчиков заразы относились уважительно, с большим почтением.

Читать еще:  Дегтярное мыло от блох у кошек и котов

Нередко усатые охотники уничтожали змей, коих на землях великого Нила водилось предостаточно. Благодарные жители оставляли котам рыбу, так постепенно дикие хищники приучились и стали обитателями домов египтян.

Покровительница женщин, любви, веселья и плодородия, богиня Басет изображалась с головой кошки. До популяризации одомашненных животных, ее представляли в виде львицы. Особым почтением пользовались особи с черной шерстью, считалось, что они имеют связь с Луной.

Бог Ра в «Книге Мертвых» перевоплощается в рыжего кота, переплывающего каждую ночь подземный Нил, чтобы утром озарить все своим дарующим жизнь светом. Убийство зверька для знатного египтянина оборачивалось большим денежным наказанием – вирой, а простому смертному стоило жизни. Вывозить животное за пределы страны было запрещено. Дом, где держали кошку, считался богатым.

Внешность египетской кошки

Прародителями домашних мурлык древнего Египта считают:

  • камышового кота (хуаса), достигающего роста в 75 см и весом до 15 кг, обладающего короткими лапами, покрытого однотонным серо-коричневым мехом.
  • африканскую кошку, вырастающую до 70 см с изящным телосложением, ведущую ночной образ жизни.
  • сервала, похожего на миниатюрного гепарда с маленькой головой, большими закругленными ушами, длинными конечностями и коротким хвостом.

Изображения и статуэтки, найденные археологами, действительно изображают котов того периода утонченными, грациозными животными с легким костяком, удлиненной мордой, высокими лапами. С мехом однотонного, преимущественно песочного, коричневого, черного окраса или покрытых темными мелкими пятнами на рыжем фоне.

Египетская мау – порода, насчитывающая более 3 тысяч лет, дает наиболее полное представление о внешности кошек, живших вместе с фараонами.

Характер египетских кошек

Образ жизни формировал характер любознательный, но осторожный. Постоянное внимание не способствовало привычке мяукать, зачем просить, когда все уже принесли и сделали по умолчанию.

Благосклонно принимая знаки внимания, коты не видели конкуренции друг в друге, собаках. Проникались симпатией к ухаживающим, нередко привязываясь к ним всем сердцем.

Кошки в древнем Египте: воспитание и дрессировка

Священным животным позволялось все. Им уступали дорогу, опасаясь нанести физический ущерб, не тревожили спящих в неудобных людям местах зверей. Назначали специальную прислугу для обхаживания кошачьего племени, обитающего при храме.

Должность передавалась по наследству, занимать ее дозволялось женщинам и мужчинам. В отличие от собак коты неохотно дрессируются, но известно, что некоторых древних египетских охотников на промысле сопровождали кошки, обученные добывать рыбу, птицу в густых травяных зарослях, обрамлявших берега плодородного Нила.

Уход и содержание египетских кошек

Некоторые участки земли «принадлежали» котам, весь доход, полученный от обработки поля, сбора урожая покрывал расходы на содержание, питание. Почитание кошачьим египтяне выражали тем, что после молитвы в храме Басет, граждане остригали волосы с голов детей (полностью или частично), протягивая их жрецу для взвешивания.

Равное им по весу количество серебра полагалось отдать, за это служительница кормила кошек. В прудах поблизости священных сооружений разводили породы рыб без чешуи, предназначенные для кормления зверьков.

Каста жрецов составляла элиту египетского народа, служителям Баст и кошек принадлежали важнейшие государственные посты. При храмовых кошках постоянно находился обслуживающий персонал, следящий не только за питанием и гигиеной божественных созданий, но и развлекающий их играми, музыкой.

Здоровье египетских кошек

Кошкам позволялось свободно бродить по городу, заходить в любые помещения, чужие дома. Особое положение животных давало им возможность не бояться травм, полученных от людей, однако драки за сердце дамы, территорию,конечно же происходили.

Естественный отбор фильтровал котят и взрослых животных, оставляя в живых самых крепких, сильных особей с крепким иммунитетом. Недалеко уйдя в эволюции от диких пращуров, египетские «Барсики» представляли собой физически выносливых, ловких животных, способных прекрасно жить без человеческой заботы, добывать пропитание, заботится о себе и потомстве.

В случае болезни домашнего любимца, хозяин отправлялся в храм для жертвоприношения. Для оплаты услуг жрецов, просящих богов об исцелении, отдавали крупный скот, семейные припасы продуктов. Принести в дар малую часть имущества означало оскорбить верховных существ и их служителей. Поэтому после обращения за «ветеринарной» помощью египтянин значительно беднел.

Мумификации и погребения кошек в Египте

Когда умирала кошка, хозяин с семьей сбривали брови и носили траур по ушедшему в царство мертвых питомцу. Хоронили любимцев с почестями, на особенных кладбищах. Археологи находили мумии котов в гробницах некоторых фараонов.

Самое большое захоронение было обнаружено вблизи Бени-Хасана – скального некрополя, расположенного на восточном берегу Нила. Тут нашли последний приют более 180 000 забальзамированных миро животных. Именно благодаря мумиям современные ученые смогли доподлинно восстановить внешность мурлык эры фараонов.

Похороны совершались по особенному обряду, трупик оборачивали под пение молитв полосками льняной ткани, украшенной специальными рисунками, пропитанной благовониями, специями и маслами. Египтяне верили, что такая процедура дает кошачьей душе силы вернуться на землю в новом воплощении.

Богатые владельцы нередко надевали на умершего любимца маски из золота, заказывали специальные саркофаги из благородного металла, бронзы или дерева. Иногда туда же могли положить кошачьи игрушки, забальзамированную мышь.

Культ кошек пришелся на самый древний период Египетского царства, начался во времена второй династии и продолжался до 1 века н.э. В 390 году культ Баст попал под запрет фараона, интерес к усатым красавицам у жителей страны постепенно пропадал. Сегодня в Египте этих животных уже не почитают, но по старой памяти не обижают.

А как вы относитесь к такому поклонению кошкам?

Кошачий культ: Почему Древний Египет превозносил мир кошачих?

Они живут рядом с нами уже более 10 тысяч лет и до сих пор остаются самыми таинственными и загадочными существами.

На протяжении веков к семейству кошачьих относились по-разному. Им приписывали сверхъестественные и мистические свойства, которые часто пугали и отталкивали суеверных граждан, доходя порой до кровопролития.

Но в истории было время, которое кошки, если бы могли говорить, смело бы назвали золотым — в прямом и переносном смысле.

Речь идет, конечно же, о Древнем Египте, где грациозных животных буквально обожествляли. Их увековечивали на папирусе и плитах гробниц. На эти цели не жалели никаких средств и драгоценных металлов.

Образ кошки был тесно связан с понятиями добра, любви, плодородия, материнства и защитной силы. Молодые египтянки носили амулеты с изображениями кошек и молились, чтобы боги послали им столько же детей, сколько котят изображено на их амулетах.

Богиня домашнего очага

Недалеко от дельты Нила в городе Бубастис находился религиозный центр богини-кошки Бастет. Она была дочерью верховных богов Осириса и Изиды и занимала особое место в египетской мифологии.

Богиню домашнего очага, олицетворявшую солнечный и лунный свет, часто изображали как женщину с кошачьей головой.

Дети носили амулеты с изображением Бастет, чтобы богиня защищала их от болезней и укусов скорпионов. В отдельных случаях, им даже делали татуировки с изображением кошки.

Но Бастет была не единственной богиней в кошачьем обличье. В древнеегипетской Книге мертвых можно встретить изображение Великого Мату – светлого кота, спасающего людей от змея Апопа, олицетворяющего хаос и зло.

Мумификация

Древнеегипетские кошки напоминали современных представительниц абиссинской породы. Они были среднего размера, худощавыми, рыжеватого окраса. Сегодня мы знаем об этом благодаря кошачьим мумиям, которых нашли археологи.

Смерть кошки была настоящей трагедией для любой египетской семьи. Траур по умершему животному длился около 70 дней, а члены семьи в это время брили головы и брови в знак утраты.

Умерших животных оборачивали льняной тканью, умащивали благовонными маслами и бальзамировали. Чтобы домашние любимицы «хорошо себя чувствовали» в загробном мире, к ним в могилу клали игрушки, с которыми те любили играть при жизни.

Мумия помещалась в известняковый или деревянный саркофаг, иногда украшенный золотом, если животное обитало в доме богача.

Страсти по кошачьим

Культ кошки однажды сыграл с египтянами злую шутку. Персидский царь Камбиз II, зная о священном статусе животного, использовал запрещенный прием при осады пограничного города Пелузия в 525 году до н. э.

Армия персов, по рассказам греческих историков, не могла захватить укрепленный город, и пошла на хитрость. Камбиз велел каждому солдату нести кошку в качестве живого щита.

Фараон Псамметих III не мог отдать приказ атаковать, ведь от копий и стрел могли пострадать невинные кошки. Египтяне сдались без боя, а персидский царь Камбиз основал 27-ю династию, завоевав Египет.

Товарно-кошачьи отношения

На берегах Нила кошек приручили за тысячу лет до распространения в других странах. Египтяне сами всячески препятствовали тому, чтобы кошек вывозили, ведь это значило, что животных отняли у фараона — за это преступление грозила смертная казнь.

Зная о ценности египетских кошек, финикийские торговцы, рискуя жизнью, похищали и продавали животных в другие страны. Египетские путешественники, зная об этой нечистоплотности в товарных делах, покупали и выкрадывали кошек, если видели их в чужих краях.

Но настолько влиятельный и заразительный культ кошек не мог слишком долго оставаться в стороне. Статуэтки, амулеты и музыкальные инструменты с изображением кошек были найдены в Тулузе (Франция), а на территории Великобритании археологи обнаружили массовые захоронения кошек.

Читать еще:  Свищ у кошки: разновидности и лечение

Около 1500 года до н.э. домашние кошки на торговых судах были завезены в Индию, Бирму и Китай, но кошка оставалась редким зверем вплоть до начала нашего тысячелетия.

  • 5759 просмотров

Материалы по теме

ТОП-10 археологических находок, переписавшие историю Европы

История Франции насчитывает тысячи лет. Неудивительно, что этот регион полон древних останков. Здесь в деревнях находят секретные коды, под детскими садами скрываются странные кладбища, а некоторые города даже оказываются затерянными в течение тысяч лет.

1. Самая старая мусульманская могила

В 2016 году при раскопках в Ниме обнаружили около 20 могил. Найденные в римских руинах могилы были расположены слишком беспорядочно, чтобы быть кладбищем. Дальнейшее расследование также выявило три неожиданных захоронения, которые ученые сочли мусульманскими. Усопшие были погребены лицом к Мекке, а форма гробниц их могил соответствовала другим мусульманским могилам. Средневековое арабско-исламское завоевание оставило немало следов вокруг Средиземного моря и Пиренейского полуострова.

2. Кости в детском саду

В 2006 году во французском детском саду случилось нечто ужасное. Воспитатель заметил, что дети выкапывали человеческие кости с земли, и тотчас же позвонил в полицию. Оказалось, что детский сад в городе Сен-Лоран-Медок был построен на древнем кургане. Археологи нашли 30 скелетов, которые, вероятно, принадлежали к группе бронзового века, называемой Культурой колоколовидных кубков. Недавно были проведены раскопки в кургане Le Tumulus des Sables, и ученые обнаружили еще одну тайну.

По неизвестным причинам люди возвращались к кургану в течение 2000 лет (с 3600 г. до н.э. по 1250 г. до н.э.), чтобы похоронить там своих мертвецов. Археологи не могут понять, почему относительно небольшой и ничем не украшенный участок использовался так долго. Анализ также показал, что останки только шести человек принадлежали Культуре колоколовидных кубков. Еще одной странностью был рацион этих людей. Исследования показали, что они не ели рыбу или морепродукты, несмотря на близость региона к устьям рек и Атлантическому океану.

3. Скованные скелеты

В 2014 году исследователи вернулись на кладбище, которое они нашли годом ранее. Некрополь был построен много веков назад римлянами недалеко от города Сент. Ученые обнаружили сотни могил, в том числе несколько человек, скелеты которых были скованы цепями. Причем это были не только наручники, но и железные кандалы на лодыжках. А еще один человек, чей пол не смогли определить, носил металлический «рабский ошейник». Все скованные скелеты были погребены без никаких приношений, что предполагает их низкий социальный статус. Хотя о них ничего не известно, они, вероятно, содержались в рабстве римлянами во втором веке нашей эры.

4. Зуб Араго

В 2015 году Валентин Лешер отправился на на археологические раскопки в пещеру Араго на юго-западе Франции. Напомним, что ранее в пещере были найдены останки знаменитого человека Таутавель, предка неандертальцев, который умер около 450 000 лет назад. В итоге Лешер нашел большой человеческий зуб. Казалось бы, что здесь такого, но даже обычный зуб может поведать многое о рационе и здоровье человека. Зубы также содержат ДНК, которая может подсказать пол и этническую принадлежность человека. Первый же тест показал, что возраст находки составлял около 560 000 лет. Уже только это взбудоражило ученых, ведь останки не только оказались старше человека Таутавель более чем на 100 000 лет, но также могут рассказать больше о ком-то, кто жил в то время в Европе.

5. Плита с туром

Во Франции много древних скальных укрытий. В 2012 году археологи, исследовавшие одну из пещер в юго-западной части страны, обнаружили блок из известняка на полу. Когда они перевернули его, оказалось, что это может быть один из старейших примеров искусства Европы. Около 38 000 лет назад художник нарисовал вымершее крупное рогатое животное под названием тур. Что интересно, раскопки в пещере Абри Бланшар решили проводить неспроста, ведь в регионе, в котором она находится, да и в самой пещере, уже неоднократно находили плиты с резьбой и предметы искусства. Абри Бланшар был зимним приютом для первых Homo Sapiens, прибывших в Европу.

6. Скрытое ископаемое

Около города Тулуза в 2014 году фермер нашел что-то необычное. Он выкопал из земли огромный череп, напоминающий череп слона (но вместо двух бивней у ископаемого было четыре). Опасаясь, что это открытие может привести к тому, что на его участок ринутся толпы охотников за ископаемыми, он решил сохранить это в секрете. Однако через несколько лет фермер принес свою находку в городской музей естественной истории.

Восхищенные ученые идентифицировали окаменелость как Gomphotherium pyrenaicum, родственника слона, у которого были обычные два бивня, а также еще одна пара бивней, выходящих из нижней челюсти. Этот вид крайне редок в летописи окаменелостей и известен только по бивням, найденным 150 лет назад в том же регионе. Никто не знал, как выглядели существа, которые бродили по Тулузе около 12 миллионов лет назад, пока не был найден этот череп.

7. Секретный код

На северо-западе Франции находится деревня Плугастель-Даулас. Несколько лет назад кто-то гулял по пляжу возле нее и нашел камень с вырезанными на нем символами. На валуне были вырезаны парусное судно и сердце, а также заглавные буквы «ROC AR B . . . DRE AR GRIO SE EVELOH AR VIRIONES BAOAVEL . . . R I OBBIIE: BRISBVILAR . . . FROIK . . . AL.». Смысл фразы, учитывая, что ряд букв был стерт, так никто и не понял.

Откуда взялся подобный камень, также являлось загадкой. Около 230 лет назад кто-то высек символы, которые видны только во время отлива. Возраст был определен благодаря датам 1786 и 1787 г.г., которые также нашли на камне. Примерно в это же время были построены артиллерийские батареи для защиты местного форта. Тем не менее, остается неясным, существует ли связь между строителями и загадочным кодом. В 2019 году деревня предложила 2000 евро (2240 долларов) любому, кто сможет расшифровать надпись.

8. Яма для тел

В 2012 году археологи наткнулись на 60 ям, вырытых в земле. Расположенная недалеко от Бергхайма, французской деревни рядом с границей с Германией, одна яма ужаснула всех. Она была заполнена человеческими останками — в течение почти 6000 лет в ней пролежали отрубленные руки, пальцы рук и семь тел. Какие бы ужасы не происходили в то время, не пощадили даже детей. Одна рука принадлежала ребенку в возрасте от 12 до 16 лет. Четыре тела принадлежали детям, причем одному их них едва исполнился 1 год. Мужчина средних лет столкнулся с особенно жестокой смертью. Его рука была отрублена, и он получил несколько ударов, в том числе сильный удар по голове, который, вероятно, убил его. Исследователи предположили, что группа каменного века была наказана за какое-то нарушение или была убита во время войны.

9. Пожары, уничтожившие поселение

В 2017 году в пригороде Сен-Коломба собрались строить новый жилой комплекс. Стандартная практика требовала, чтобы археологи сначала осмотрели этот район, и то, что они обнаружили, было поразительным. По мере раскопок нашли римское поселение первого века нашей эры. На площади 7 000 квадратных метров раскопали дома, артефакты, магазины, мозаики, самую большую римскую рыночную площадь во Франции, склад, храм и, возможно, школу философии.

Поселение настолько хорошо сохранилось, что место быстро получило прозвище «Маленькие Помпеи». Район использовался не менее 300 лет, в течение которых жители столкнулись с двумя большими пожарами. Первый произошел во втором веке нашей эры, а второй, случившийся в третьем веке, уничтожил поселение. Он был настолько катастрофичным, что семьи сбежали, бросив все свое имущество. Однако этот пожар буквально «законсервировал» остатки поселения, позволив им сохраниться в течение веков.

10. Затерянный город

Город Уцетия был известен только по надписи, найденной в Ниме, другом древнем французском городе. Название «Уцетия» было внесено в список на стеле вместе с 11 другими римскими поселениями в регионе. В течение некоторого времени исследователи предполагали, что Уцетия была современным Юзесом, городом к северу от Нима. В 2016 году планы по строительству школы-интерната в Юзесе побудили археологов проверить территорию.

Опасаясь, что новые здания могут навсегда «похоронить» затерянный город, они начали раскопки. И наконец то Уцетия была найдена. В котловане площадью 4000 квадратных метров обнаружились огромные структуры. Самые старые здания датируются более чем 2000 годами, что было задолго до того, как римляне завоевали Францию. Что интересно, в раскопанном городе нашли признаки активности даже в средние века (седьмой век). Таинственным образом он был временно заброшен между третьим и четвертым веками. Но самой удивительной находкой была напольная мозаика, выполненная в стиле, который был изобретен примерно 200 лет спустя, в первом веке нашей эры.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector